Быть или не быть? » Инновационный Евразийский Университет
» » Быть или не быть?
08 апреля 2021

Быть или не быть?

Абсолютно «гамлетовский» вопрос возникает сейчас у казахстанцев в связи с идущей кампанией по вакцинации. Я приняла решение поставить прививку, получила заветный электронный паспорт вакцинации, но понимаю и тех, кто не решается на подобный шаг. Попробуем разобраться, какая вакцина лучше – отечественная, российская, или стоит дождаться европейской?


Колющая и режущая

Раннее утро в городской поликлинике. Я захожу четвертой из пятерки, пришедшей на вакцинацию. Процедура сама по себе стандартная: укол в плечо, как при прививке манту, полчаса в коридоре для наблюдения за реакцией организма. Только после этой прививки медсестра, прикладывающая спиртовую салфетку к месту укола, произносит дежурное поздравление.
Появившиеся вакцины – это реальный шанс возвратиться к прежней жизни без ограничений извне. Но для появления так называемого коллективного иммунитета необходимо, чтобы в каждой стране процент вакцинированных составлял не менее 60–70 % населения.

В соседней России на пятое апреля привито двумя компонентами вакцины «Спутник» 5,15 %, или чуть больше 12 млн человек. Эти данные обновляются каждый день, и информация по идущей в РФ кампании по вакцинации в открытом доступе. Насчет ее достоверности ничего утверждать не могу.

В Казахстане, в отличие от соседей, специального сайта с обновляющейся информацией о вакцинации нет. Эти данные по какой-то причине Министерство здравоохранения выдает на брифингах, вместо того чтобы облегчить работу себе и журналистам: запустить сайт или любой другой информационный ресурс с ежедневной сводкой по числу вакцинированных в стране. Итак, общее число привитых казахстанцев на пятое апреля – 174,2 тысячи человек. Это меньше 0,1% от всего населения республики.

И дело тут не только в недоверии населения к российскому «Спутнику» (в Казахстане он называется «Гам-КОВИД-Вак», потому что его компоненты «собирают» на карагандинском фармацевтическом комплексе) и появляющимся казахстанским «QazCovid-In» и еще четырем вакцинам, дожидающимся своей очереди – Казахстан лидер по числу разрабатываемых вакцин. Дело в том, что вакцин элементарно не хватает! (Зачем разрабатывать тысячи новых вакцин, если число самих доз мизерное?! Абсурд! Где логика? Опять кто-то греет руки на госзаказе? – Прим. ред.)

Пока поставляемых препаратов недостаточно для вакцинации всех желающих. Самую острую нехватку вакцины ощущают в Алматы. На фоне в очередной раз сложной эпидемиологической ситуации, когда в стране фиксируются факты заражения новыми штаммами коронавируса, острой критике из-за срывов сроков анонсированной вакцинации подверглись Министерство здравоохранения и его глава Алексей Цой. Ему, к слову, глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил 1 апреля без шуток навести порядок в этой сфере. В противном случае, цитирую президента, «последует кадровое решение, которое вас сильно разочарует».

Понять гнев Токаева можно – Казахстан сильно отстает по темпам вакцинации от развитых и тем более таких прогрессивных стран, как Сингапур и Китай, практически возвратившихся к прежней экономической деятельности.

– Поручения по заключению предварительных контрактов на закуп вакцины я давал неоднократно начиная с июня прошлого года, – возмущался Токаев. – Все это время правительство уверяло, что договоренности по «Спутнику V» и производство отечественной вакцины в полной мере обеспечат потребности страны в вакцинации. На базе этой информации в моем обращении к новому составу мажилиса я анонсировал массовую вакцинацию начиная с 1 февраля. По прошествии двух месяцев вакцинировано менее 0,1 % населения! Теперь мне приходится договариваться с главами других государств о дополнительных поставках вакцины. Мы вынуждены соглашаться на невыгодные коммерческие и финансовые условия для ускорения поставок (…). Затяжка в вакцинации – это не абстрактная проблема, а дело государственной важности. Речь идет о национальной безопасности. Это дополнительная заболеваемость и смертность наших граждан. Это упущенные доходы бизнеса, недополученные налоги бюджета, общее снижение национального богатства, – отметил глава государства.

В этом материале мы не будем говорить об антипрививочниках и тех, кто, не изучив вопрос как следует, ратует против вакцинации как таковой. Я понимаю тех, кто не доверяет ведущейся сейчас вакцинации и считает ее одним из шагов по реализации мирового заговора. Следующая ниже информация – для людей, кто все-таки решил сделать прививку, но просто пока предпочитает подождать и посмотреть на тех, кто ее уже поставил: выживут или нет, в прямом смысле слова.

Люди, спрашивавшие меня о самочувствии после вакцинации, кажется, ждут каких-то изменений в структуре моего организма. Возможно, потери каких-то чувств и способностей или, напротив, появления новых – как-то: умения ловить радиосигналы, высвечиваться на картах геолокации без передающих устройств и так далее. Так или иначе, хотим мы того или нет, но для выхода из пандемии людям придется вакцинироваться. Элементарно для беспрепятственного пересечения границ, которые одна за другой открываются только для обладателей паспортов о вакцинации и отрицательных справок ПЦР-тестирований. Потому что вакцинация не дает полную гарантию от заражения. Она позволяет вакцинированным легче перенести вирус – без тяжелых последствий и летальных исходов. Так, к примеру, президент Аргентины, поставивший себе «Спутник V» в конце января, заразился COVID-19. Увы, разработчики вакцин признают: ни один препарат не дает стопроцентной гарантии против заражения.

Что в вакцине?

Сейчас вакцинация по всему миру в основном ведется препаратами от от AstraZeneca, Pfizer/BioNTech, Moderna, Johnson&Johnson, вакцинами "Спутник V", "ЭпиВакКорона", "КовиВак". Казахстанская "QazQovidIn", которой по плану должны были начать прививать уже 1 апреля, немного задерживается по срокам и, как обещают в минздраве, станет доступна к концу месяца. Именно её поступления на фармацевтический рынок ждут первые лица страны, к примеру, Касым-Жомарт Токаев, пообещавший привиться отечественной разработкой казахстанского НИИ проблем биологической безопасности. И, как становится понятно сейчас, выбор президента страны логичен - инактивированная казахстанская "QazCovid-In" более безопасна, скажем так, нежели, к примеру, российская живая векторная вакцина "Спутник V".

Предназначение любой вакцины - вызвать имунную реакцию, имунный ответ, выражающийся в выработке антител.

Как поясняет научный руководитель НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова академик РАН Виталий Зверев, живая вакцина - это вакцина, в которой сохранена структура вируса, потерявшего свою способность вызывать заболевание, и структура антигена, на который реагирует иммунитет.

Инактивированные вакцины - это вакцины, в которых бактерии вируса убивают, сохраняя их способность вызывать иммунный ответ. Они слабее, чем живые вакцины. И в них всегда присутствуют усилители - адъюванты, которые сохраняют антигены как можно дольше в нашем организме.

Векторные вакцины, поясняет Зверев, содержат не вызывающий болезнь вирус, в который вставляется ген другого вируса - того, на который мы хоти получить иммунный ответ. Пока большого опыта в использовании этих вакцин в современной медицине нет, поэтому длительность защитной реакции иммунитета от риска заражения неизвестна.

- "Спутник V" - живая векторная вакцина. Для нее используют аденовирусы человека, в геном которых вставляют ген S-белка коронавируса. Сам вирус в организме не размножается, но ген работает, и S-белок, который он кодирует, синтезируется. Наш организм вырабатывает на него антитела. Компания AstraZeneca тоже сделала живую векторную вакцину, но использовала аденовирус не человека, а обезьян. Он тоже безопасен, - высказался российский ученый Виталий Зверев.

   

Павлодарский профессор, вирусолог и ректор ИнЕУ Евгений Никитин намерен пройти вакцинацию от коронавируса. Причем при возможности выбора, говорит ученый, он бы предпочел казахстанскую инактивированную вакцину российской векторной "Спутник V".

- Продолжительность нахождения антител (защитных клеток) в организме, - говорит Никитин, - зависит от иммунного статуса организма. В среднем антитела класса G живут в организме 3-4 месяца, но здесь нужно понимать, что, когда антитела перестали проявляться, остается иммунологическая память. Это значит, что, когда организм встретится с опасным патогеном, антитела начнут вырабатываться не через 2-3 недели, как до получения вакцины, а за 2-3 дня. Понятие иммунологической памяти очень важно для живых организмов.

Я считаю, если люди заболевают повторно коронавирусом, антитела не выработались. Мое личное мнение как вирусолога: если выработались антитела, вторичное заражение невозможно. Но есть люди, у которых очень слабый иммунитет. Такие люди могут заразиться и вторично, и третично.

- Означает ли это, что людям такой категории даже вакцинация не поможет? - спрашиваю я.

- Интересный вопрос. Может помочь, но всё зависит от того, какой тип иммунитета не срабатывает. Есть иммунитет клеточный и гуморальный. Если клеточный не срабатывает - человек после вакцинации может заболеть. Если гуморальный - тогда понятие иммунологическая память всё равно сработает.

- Сейчас регистрируются новые штаммы коронавируса. Есть ли смысл вакцинироваться от уже известного нам коронавируса?

- Лично я считаю, что антитела вырабатываются на конкретный участок генома вируса. И какой бы ни была мутация - нигерийский или британский штамм - она не затрагивает весь геном вируса. Да, повышается инфекционность, патогенность, но антигенность, то есть способность выработки антител, не уменьшается. Поэтому вакцинация для профилактики любого штамма вируса нужна. Разновидностей коронавируса сейчас известно более двухсот. Но, по крайней мере, вакцинированным будет легче перенести заболевание в случае заражения.

- Если переболел, надо ли вакцинироваться?

- Реальные антитела находятся в организме 3-4 месяца. После этого вновь возможен контакт с ковидом. Если мы не вакцинируемся, понятие иммунологической памяти может не сработать. Более сильный штамм может пробить приобретенную иммунологическую память. Поэтому желательно всё равно вакцинироваться.

Лично я буду вакцинироваться, но, если бы была возможность, я бы подождал казахстанский препарат. Во-первых, потому что лично знаком с его разработчиками, во-вторых, инактивированная вакцина не вызывает никаких осложнений. Ее можно без опаски ставить как детям, так и пожилым людям, и даже во время болезни. А векторная (российская) требует чистого иммунного фона, то есть человек должен быть здоров.

Во-вторых, лично я бы воздержался от получения второго компонента векторной вакцины, потому что после его введения может снизиться уровень вакцинного штамма. Это признали, к слову, и сами разработчики. Здесь нужно смотреть на количество выработавшихся антител после получения первого компонента векторной вакцины. Если уровень антител хороший, то второй компонент, по моему мнению, не нужно ставить...

***

К моменту нашего интервью я уже получила оба компонента векторной вакцины российского "Спутника", собранного в Караганде, а вслед за этим на сайте Egov.kz получила электронный паспорт вакцинации. Но маску в любом случае ношу, это требование обязательно даже для вакцинированных. До тех пор, пока у населения не выработается (естественным путем или с помощью вакцинации) коллективный иммунитет.

P.S: на момент верстки номера стало известно, что ректор ИнЕУ Евгений Никитин и педагогический коллектив вуза прошли вакцинацию векторной вакциной "Спутник V"

Майя Шуакбаева
Газета "Городская неделя". Выпуск от 7 апреля 2021 года.

Чат-бот