» » Реализация проектов Erasmus + в сфере развития потенциала высшего образования (экспертное мнение)
22 апреля 2019

Реализация проектов Erasmus + в сфере развития потенциала высшего образования (экспертное мнение)

erasmusСтраны Центральной Азии в настоящее время переживают экономический переход, когда правительства начали структурные и институциональные реформы для стимулирования роста, создания торговли, создания рабочих мест и улучшения качества жизни своих граждан.


Региональное сотрудничество в академической сфере одинаково важно для мира и процветания региона. Поддержка регионального академического сотрудничества будет способствовать:

  • лучшему региональному академическому обмену;
  • продвигать регион к единым стандартам квалификации и сертификации;
  • сопоставлять спрос и предложение рабочей силы в регионе и, таким образом, создавать лучшие возможности для трудоустройства;
  • создать региональные научно-образовательные центры в специализированных областях науки;
  • стимулировать малые и / или молодые региональные университеты к участию в проектах международного сотрудничества в будущем.

Инновационный Евразийский университет принял участие в формировании экспертного мнения для Европейской Комиссии по новой образовательной грантовой программе Erasmus+, которая будет функционировать с 2021 по 2027 гг.
Анализ ответов на опрос позволяет сделать следующие выводы:
1. Крупные национальные и государственные университеты выступают за международное сотрудничество, включая различные проекты в рамках Erasmus+. Молодые и региональные университеты сотрудничают в основном на региональном уровне, хотя считают международное сотрудничество более важным для их развития.
2. Международное сотрудничество предлагает больший потенциал в сфере образования, тогда как региональное сотрудничество приносит больше преимуществ в развитии науки и исследований, а также способствует достижению цели социальной ответственности - то есть сотрудничества между университетами, правительством, обществом и бизнесом.
3. В стратегическом плане международное сотрудничество является более важным, чем региональное сотрудничество для университетов. Международные проекты способствуют интеграции европейского образования и созданию европейского пояса знаний в странах ЦА. Это также способствует обмену европейским опытом и лучшими практиками в преподавании, а также развитию диалога между академическим миром и правительствами стран ЦА с целью совершенствования государственной политики. Кроме того, опыт международного сотрудничества улучшает позиции университета в национальных и международных рейтингах. Однако не все региональные университеты располагают технологией, инфраструктурой и опытным административным персоналом для управления международным проектом.
4. Следующие проблемы ограничивают региональное сотрудничество в Центральной Азии:

  • различия в квалификационных стандартах для выпускников в регионе;
  • отсутствие финансирования исследований;
  • старение научных кадров;
  • высокая централизация власти в регионе;
  • формальности и ограничения в академической свободе;
  • патернализм государства в финансировании высшего образования;
  • низкая взаимосвязь в исследованиях, проводимых университетами, по сравнению с потребностями бизнеса и промышленности;
  • низкая заинтересованность государства и промышленности в результатах исследований;
  • отсутствие контактов между вузами в одной и той же области специализации в регионе;
  • нехватка опытных сотрудников, которые могли бы управлять проектом сотрудничества;
  • низкая культура общения (потенциальные партнеры из стран ЦА иногда даже не отвечают на приглашение к сотрудничеству);
  • отсутствие контактной информации на веб-сайтах потенциальных региональных партнеров (некоторые университеты не имеют функционирующего веб-сайта, а многие университеты не обновляли контактную информацию в течение многих лет);
  • различия в законодательстве стран-партнеров.

5. Следующие проблемы ограничивают международное сотрудничество университетов Центральной Азии:

  • трудности в поиске подходящего партнера за рубежом;
  • внезапный отказ партнера ЕС от участия в проекте по истечении срока подачи заявок;
  • недостаток информации о центральноазиатских университетах в Европе;
  • ориентация международных проектов больше на Европу, а не на страны-партнеры;
  • отсутствиеязыковыхнавыков;
  • отсутствие опыта подачи заявок и участия в международных проектах;
  • недостаток финансирования (финансы, которые университеты часто должны предоставлять из собственной казны);
  • не во всех странах ЦА есть национальный офис Erasmus +;
  • отсутствие информации о возможностях финансирования;
  • не все страны Центральной Азии являются участниками Болонского процесса и применяют кредитную систему ECTS;
  • не во всех университетах региона есть специальный международный офис (иногда международное сотрудничество осуществляется сотрудниками, которые совмещают эту функцию с другими административными или образовательными задачами)
  • отсутствие возможностей и платформ для сотрудничества в обмене опытом в дистанционном или онлайн-форматах;
  • отсутствие технических средств (ноутбуки, проекторы, интерактивные доски и т.д.) для эффективного участия в международных проектах;
  • отсутствие мотивации со стороны администрации университета;
  • неравномерное распределение финансов по программе Erasmus+ между странами ЦА;
  • географическое расстояние некоторых университетов от основной транспортной инфраструктуры (международные аэропорты);
  • острая потребность в модернизации инструментов и подходов к преподаванию среди университетов ЦА;
  • слабая ИТ-инфраструктура, ИТ-оборудование и интернет-покрытие в определенных регионах ЦА;
  • наличие государственных стандартов в сфере высшего образования в странах ЦА, которые иногда несовместимы с европейскими странами-партнерами.

6. Проанализировав результаты опроса, мы хотели бы предложить следующее:

  • составление списка потенциальных партнеров по консорциуму, которые готовы участвовать в проектах регионального сотрудничества в ЦА;
  • предложение оффлайн и онлайн семинаров и вебинаров на русском или на национальных языках стран ЦА, обучение университетов как заполнять формы заявок на гранты;
  • создание коммуникационных платформ среди потенциальных партнеров (включая WhatsApp и Telegram);
  • организация специальных учебных занятий для администраций университетов стран Центральной Азии и объяснение раскрытого потенциала и возможных выгод от регионального и международного сотрудничества, а также того, как функционируют эти типы сотрудничества;
  • обеспечение внешнего финансирования региональных инициатив, направленных на сотрудничество в онлайн-форматах: онлайн-конференции и семинары, обмен онлайн-курсами и лекциями между профессорами;
  • обеспечение внешнего финансирования для приобретения оборудования и материалов, необходимых для виртуального общения, а также обучение персонала университета методам использования оборудования;
  • поощрение виртуальной мобильности студентов, а также академического и административного персонала между региональными университетами.

Алиясова Анастасия,
начальник отдела научно-организационной работы и международного сотрудничества