Юбилейный 2020 год!
30 октября 2019 в Акорде под председательством Государственного секретаря Республики Казахстан Крымбека Кушербаева состоялось очередное заседание государственных комиссий по подготовке и проведению 175-летнего юбилея Абая Кунанбайулы и 1150-летнего юбилея Абу Насра аль-Фараби.
Открывая заседание, К.Кушербаев отметил, что проведение на высоком содержательном уровне значимых юбилейных событий станет показателем нашей Независимости, государственности и единства народа. «Мы благодаря этим великим личностям доводим до мировой общественности, что в казахской степи издавна развивались культура и наука, образование и литература. Для нас это непреходящая историческая ценность и большая ответственность».
В календарь юбилейного года вошли такие масштабные проекты, как презентация трудов Абая, международная научно-практическая конференция в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже с участием известных ученых-абаеведов, представителей творческой и научной интеллигенции, мероприятия в музее Кембриджского университета. В числе международных мероприятий также запланированы проведение торжественного собрания и постановка оперы «Абай» в Большом театре в городе Москве. В рамках юбилея предусмотрены музеефикация Государственного историко-культурного и литературно-мемориального музея-заповедника Абая «Жидебай- Борили» и проведение научно-реставрационных работ на объектах историко-культурного наследия, связанных с именем великого поэта.
Абай Кунанбайулы родился в Чингизских междугорьях Чингизской волости, Семипалатинского уезда Западно-Сибирского генерал-губернаторства (с 1845 года Семипалатинская область) (по нынешнему административному делению в Абайском районе Восточно-Казахстанской области) в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.
Начатое в детстве домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Одновременно посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от неё, целиком занявшись самообразованием, но только к 40 годам создаёт свои первые взрослые стихотворения. Значительным событием для Абая явилось его общение с политическими ссыльными Е. П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и учёные Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гёте и Байрона.
Характерна история стихотворения «Қараңғы түнде тау қалғып» («Горы дремлют в тёмной ночи»), ставшего народной песней. Гёте написал «Wanderers Nachtlied» («Ночную песню странника»), Лермонтов переложил её на русский язык («Горные вершины спят во тьме ночной…»), а спустя ещё полвека Абай Кунанбаев передал её содержание на казахском языке.
Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Ввёл в казахское стихосложение новые размеры, рифмы и стихотворные формы: восьмистишия и шестистишия. Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер»).
В 1914 году тюрколог В. В. Гордлевский выбрал в качестве видных представителей казахской литературы Абая Кунанбаева и Миржакипа Дулатова для публикации их текстов в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н. И. Веселовского.
Тюрколог В. В. Гордлевский.
Миржакип Дулатов.
Алихан Букейханов стал первым биографом Абая.
Абай был также композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих», которая стала народной.
Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» (в дословном переводе «Простое (буквально — чёрное) слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов.
В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Қара сөз» создана Абаем на склоне лет.
В 2010 году после назначения в Казахстан, епископ Геннадий (Гоголев) частично перевёл "Слова назидания" на русский впервые в стихах
«Слова назидания» также переведены на узбекский, татарский, турецкий, английский, монгольский языки , также французский, латышский, корейский и китайский.
Дом-музей Абая в Семее.
Памятник Абаю в Байконуре.
Бюст Абая в Каире.
Памятник Абаю в Алма-Ате.
Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби 1150-лет
Родился: 872 г. от Рождества Христова, Отрар
Умер: 950 г. от Рождества Христова, Дамаск, Сирия
Полное имя: Abu Nasr al-Farabi
Дата и место захоронения: Баб ас-Сагир, Дамаск, Сирия
Известен как: «Второй учитель»
Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби, употребительное сокращение имени — аль-Фараби — философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Аль-Фараби — автор комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона.
Полное имя сына знаменитого тюрка звучало так: Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Национальность мыслителя – предмет споров. Несмотря на происхождение, бытует версия о том, что философ имеет персидские корни. Юноша жил в Самарканде, Ташкенте и Бухаре.
Постепенно уровень знаний Аль-Фараби становился внушительным и приближался к энциклопедическому. Он изучал логику и естествознание, медицину и иностранные языки, увлекался музыкой. Неизвестно, кто стал учителем любознательного интеллектуала. Интересовали Аль-Фараби философия и социология, политика, педагогика, этика, диалектика и государственное устройство. Суждения мыслителя опережали время. Работы, созданные им, актуальны и сегодня. Аль-Фараби считал, что все в мире распределяется на 6 ступенях, связанных между собой причинно-следственными узами.
На первой ступени находится первопричина зарождения всего, а на второй – появление всего. На третьей – разум, находящийся на стадии активного развития, на четвертой – душа. На пятой – форма, а на шестой – материя. На этих 6 ступенях зиждется то, что окружает человека.
Аль-Фараби самостоятельно добрался до Багдада. В то время этот город был местом сосредоточения культуры, науки и искусства. Уровень жизни людей и социальное устройство описывают высказывания Аль-Фараби, уверявшего, что Багдад – «самый восхитительный и счастливый из невежественных городов». Здесь имелись все условия для творчества и развития философов, поэтов и ученых.
Об этих двух великих ученых Казахстана слушали с интересом студенты Инженерно технологического факультета на кураторском часе, а организовала занятие кафедра «Окружающая среда и химические технологии».
Вела кураторский час Имамбаева Гайша Ертаевна, доктор филологических наук, профессор кафедры «Филология и журналистика», прочитавшая стихи Абая на его родном языке и старший преподаватель кафедры «ОсиХТ», Матвеева Наталья Ильинична.
Ст.преподаватель кафедры «ОСиХТ»
Наталья Ильинична Матвеева