МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

С. А. Тютюник, музыкальный руководитель
Государственное казённое коммунальное предприятие
«Ясли-сад №93 г. Павлодара»
E-mail: tyutyunik Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Содержание данной работы заключается в том, что в ней определены этапы внедрения музыкально-дидактических игр в процессе занятия, создана их классификация, разработано планирование данных игр в процессе организованной учебной деятельности.
Данный материал позволяет в простой доступной игровой форме дать детям представление о выразительных возможностях музыки, научить различать гамму чувств, настроений, передаваемых музыкой.
Жұмыстың  мазмұнына сабақ барысында музыкалы – дидактикалық  ойындардың кезеңдері еңгізіліп анықталған, олардың классификациялауы құрылып, оқу қызметі ұйымдастыру процессінде ұсынылған ойындардың жоспары құрастырылған.
Ұсынылған материал сабақ барысында балаларға қарапайым түсінікті ойын түрінде музыканың мүмкіншілік мәнерлігі туралы , сонымен қатар музыка арқылы сезімнің, көніл –күйдің гаммасын ажыратуға  үйретеді .
The content of this work includes stages of introduction of musical and didactic games in the course of occupation, their classification, developed the planning of these games in the course of the organized educational activity.
This material allows in a simple available game form to give to children an idea of expressive opportunities of music, to teach to distinguish scale of feelings, moods through the music.

Актуальность темы: музыкально - дидактические игры помогают ознакомить детей в доступной форме с понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука. Все это является составной частью формирования творческой компетентности дошкольников.
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности. [1]
Одним из видов музыкальной деятельности является восприятие.
Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие - в зависимости от того, состоялось ли оно.
Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное
на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» [2].  В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Поэтому важно формировать именно музыкальное восприятие.
Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
В процессе слушания произведения следует учить детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные ее выразительные средства [3]. Вычленение в восприятии музыки некоторых из этих средств (темпа, динамики, регистра) возможно уже на ранних этапах. Поэтому необходима определенная последовательность в формировании восприятия. При этом выделяются такие этапы:
1. Ознакомление  с музыкальным произведением.
2. Развитие  музыкальных способностей и навыков культурного слушания    
музыки.
3. Формирование музыкального вкуса.
Цель:  научить воспринимать музыку с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных средств обучения.
Задачи:
1) Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкальных  способностей;
2) Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально- дидактических игр в восприятии музыки;
3) Разработать музыкально - дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе;
4) Проанализировать полученные результаты.
Для  достижения  этой цели  следует использовать музыкально-дидактические игры и пособия, которые комплексно воздействуют на зрительную, слуховую и творческую активность детей, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивая у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию.  Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком новые возможности в реализации полученных знаний в  жизненной практике. [4]
Педагогическая целесообразность в том, что они доступны детскому  пониманию, вызывают  интерес и  желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование  у  детей  музыкальных  способностей; тембровый и динамический слух, что составляет  основу музыкальных способностей. [5]
Авторство и новизна  работы заключается в определении этапов освоения музыкально-дидактических игр, в созданной классификации музыкально-дидактических игр на восприятие музыки, в разработке планирования музыкально-дидактических игр в процессе организованной учебной деятельности.
Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр,
которые можно рассматривать как игровой метод обучения :
1. Игровой метод.
- Закрепление и систематизация знаний о музыке.
2. Самостоятельная игровая деятельность детей.
3. Средства общения и развития ребенка.
Предлагаем построить  последовательность работы по восприятию музыки с учетом направленности восприятия на определенный аспект развития ребенка  (приложение №1).
Конкретизируем  возможности  процесса  восприятия музыки в целостном развитии ребенка-дошкольника, т.е. назовем  аспекты развития, [6] обеспечивающие   процесс восприятия музыки детьми: эмоциональное развитие;  социализацию; развитие основных познавательных процессов — мышления, памяти, внимания, воображения, интереса, собственно восприятия;
особым образом организованный процесс восприятия музыки, влияющий на развитие исполнительских умений и творчества в художественных видах детской деятельности — речевой, игровой, изобразительной.
Из этого  вытекают следующие направления в работе:
I направление
Цель: развитие творческого воображения старших дошкольников в процессе восприятия музыки.
II направление
Цель: обогащение и развитие представлений детей об эмоциях и чувствах посредством восприятия музыкальных произведений.
III направление
Цель: обогащение и развитие сюжетов детских игр старших дошкольников посредством восприятия музыкальных произведений.
IV направление
Цель: воспитание социально-адаптивной личности, способной откликаться на музыку.
Работы по данным направлениям предлагаем выстраивать параллельно.
В работе используем следующее   дидактическое оснащение:
1.    Применяем диско-дорожки, они у нас двух видов:
•    «Музыкальная  палитра» -  игра  предназначена  на  определения характера  музыки, с помощью цветовой гаммы  «Разноцветного зонтика».  Палитра  с 7 цветами предназначена для детей старшего возраста, а палитра с их оттенками для детей подготовительной группы.
•    «Диско-дорожки»- это игры на  ассоциацию,   ребенок,   ориентируясь на характер звучания (неж¬ный, медленный или быстрый, стремительный),  подбирает  соответствующую картинку.  Сделав выбор, он должен объяснить, почему к данной музыке подходит именно эта картинка, а не другая. Это игры для детей старшего возраста.
•    Также применяем «Дерево эмоций», игру «Ассоциация»- эта игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста, ребенок  подбирает  к характеру музыки   соответствующую игрушку.
•    Используем пиктограммы на определение характера, частей  музыки - «Составь рисунок мелодии», например на музыкальное произведение  «Красная Шапочка и  Серый Волк»  И.Арсеева  состоит из 3 частей:
- первая  часть – веселая;
- вторая часть – злая;
- третья часть – веселая
2. Мнемодорожки, которые отличаются по содержанию в зависимости от этапа работы. И так  на первом этапе слушание начинается со зрительного восприятия, слушание произведения, групповая беседа, воображение, эмоциональное выражение. На втором этапе – добавляется   творческое рисование. А на 3 этапе кроме беседы, прослушивания, анализа, эмоционального выражения, результат восприятия переносится в различные виды  продуктивной деятельности.
Разработали  планирования  данных  игр в процессе организованной учебной деятельности, составлены и разделены по блокам музыкально-дидактические игры на восприятие музыку: игры на определение характера, игры на развитие  тембрового слуха, игры на определение динамических оттенков, игры на определение темпа, игры на определение   музыкального образа,  игры на развитие  ассоциации, аутотренинги. [7]

В результате  проделанной  работы  было  выявлено:

Предлагаемые музыкально-дидактические игры, фрагменты занятий не являлись самоцелью, а лишь способствовали развитию не только музыкальных  способностей, но и творческих. Наработанный наглядный вспомогательный музыкальный материал позволил в простой доступной игровой форме дать детям представление о выразительных возможностях музыки, научить различать гамму чувств, настроений, предаваемых ею. Я пришла к выводу, что музыкальные задания, выполненные с помощью музыкально-дидактических игр и пособий, вызывает интерес, активность у детей, развивают самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер, т.е. формируется творческая компетентность дошкольника.
А также значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.