ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Н.К. Тулеубекова. воспитатель
ГККП «Ясли – сад №93», г.Павлодар
E- mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Автор раскрывает особенности и описывает приемы технологии критического мышления, адаптированные для работы со старшими дошкольниками. Предлагаемая система работы, направленна на развитие критического мышления детей через занятия по ознакомлению с окружающим миром. Спектр, предлагаемых методических приемов позволяет наполнить содержание занятий разнообразными видами детской деятельности.

Автор мектепке дейінгі балалардың жоғары топтармен  жұмыс істеу барысындағы бейімделуіне,  сыни тұрғысынан ойлау технологиясының ерекшеліктері мен әдіс-тәсілдерінің  түрлерін       ашып көрсетеді. Бұл берілген жұмыс жүйесі,  айналамен қоршау сабағы арқылы балалардың сыни тұрғысынан ойлауларын дамытуға бағытталған. Берілген әдістемелік тәжірибелер сабақтың мазмұнын алуан түрлі тәсілдермен толтыруға мүмкіндік береді.

The author opens features and describes receptions of technology of the critical thinking, adapted for work with the senior preschool children. The offered system of work aimed at the development of critical thinking of children through classes in acquaintance with world around. The range, offered methodical receptions allows to fill the content of occupations with various types of children's activity.

Технологию критического мышления  можно считать интегрирующей, в ней обобщены наработки многих технологий. Она обеспечивает и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в технологию, каждый педагог может выбрать те, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии (разрешено все то, что не запрещено),  т.е.  для любого педагога она может стать "своей".
Выделяют три стадии технологии:
1.Вызов.
- актуализирует и обобщает имеющиеся у ребенка знания по данной теме;
- пробуждает интерес к изучаемой теме;
- побуждает ученика к активной деятельности.
    2.Осмысление.
- получение новой информации;
- осмысление новой информации;
- соотнесение новой информации с собственными знаниями.
    3.Размышления.
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов");
- анализ всего процесса изучения материала.
В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - "вызов - осмысление - рефлексия". Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Поскольку ей подчиняется усвоение информации в любой области знания, ознакомление с технологией". Применение технологии в педагогической практике лежит через процесс осознания педагогом своей роли в современном учебном процессе. Такая организация учебного процесса предполагает равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции, участвуя в дискуссии, обсуждая насущные вопросы, касающиеся профессиональной деятельности педагога.
Представленная модель ознакомления с открытыми образовательными технологиями предполагает повышение профессионализма преподавателей за счет овладения современными образовательными технологиями, формирование интереса и практических навыков проектирования собственной педагогической деятельности с использованием современных образовательных технологий, формирование ценностных отношений педагога к диалогическому взаимодействию с детьми, к сотрудничеству педагога и воспитанника, взаимообучению дошкольников.
Включение технологии в образовательный процесс происходит через осознание педагогами того, что объектами технологизации будут выступать цели и содержание образования, организационные формы восприятия, переработки и представления информации, взаимодействие субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностно-профессионального поведения, самоуправления и творческого развития.

Планирование занятия  по методике критического мышления.
До занятия
Мотивация. Нужно подумать над следующими вопросами:
«В чем смысл занятия?»;
«Как оно связано с тем, чему я уже учила, чему еще научу?»;
«Как это занятие способствует развитию критического мышления?»;
«Как это занятие  связано с другими предметами?»;
«Как соотносится с теми навыками, которые дети  приобрели?»;
«Как занятие  связано с личным опытом детей, их интересами?»;
«Какую информацию содержит материал занятия?»;
«Как построить занятие, чтобы оно вызвало живой интерес?»

Задачи (Какие знания и навыки будут приобретены на занятии? Как дети  смогут этими знаниями распорядиться?)
Для того чтобы дети извлекли более глубокий смысл из содержания данного им материала, необходимо, чтобы диапазон мыслительных процессов включал в себя (согласно таксономии Б. Блума):
- знание (Knowledge)
- постижение (comprehension)
- применение (application)
- анализ (analysis)
- синтез (synthesis)
- оценка (evaluation)
Для совершенствования мыслительного процесса, можно предложить задания такого рода:
- Найти близкую тему в материале занятия;
- Припомнить примеры из жизни, созвучные материалу занятия;
- Сравнить и противопоставить две или более идей, понятий и т.п.
- Обосновать точку зрения;
- Отстоять точку зрения в споре;
- Представить себе, как можно выразить одну и туже идею иным образом или переформулировать ее;
- Решить, что еще необходимо знать по данной теме.
Предпосылки (Что должен ребенок знать и уметь, чтобы занятие пошло ему на пользу?)
Распределение времени

Занятие.
Стадия вызова.
Деятельность педагога.
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация детей, мотивация для дальнейшей работы.
Деятельность ребенка
Ребенок «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Методические приемы, использованные на стадии вызова:
- составление списка «известной информации»;
-  рассказ - «Вопросительные слова»;
- «мозговой штурм»;
- «Выглядит, как…звучит, как…»;
- «Плюс-минус-интересно; плюс-минус-вопрос».

2. Стадия осмысления
Деятельность педагога.
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.
Деятельность ребенка
Ребенок  слушает текст, делает выводы по мере осмысления новой информации. Происходит реализация имеющихся знаний в определенной учебно-познавательной деятельности
Методические приемы, использованные на стадии осмысления:
- «Пирамида предсказаний» (аналог «Дерево предсказаний»);
- «Елка» (аналог «Фишбон»).

3. Стадия рефлексии
Деятельность педагога.
Вернуть детей к первоначальным предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, практические задания на основе изученной информации
Деятельность ребенка
Дети соотносят «новую» информацию со «старой», используя задания, полученные на стадии осмысления.
Методических приемов на стадии рефлексии
- установление причинно–следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верными или неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы;
- «Толстые и тонкие вопросы»;
- «Ромашка вопросов»;
-«6 шляп»;
- «ЗУХ»;
- «Кластер».

Так, к примеру, на занятии по ознакомлению с окружающим миром, тема «Птицы» можно использовать следующие приемы данной технологии.

Прием «Мозговой штурм»
- Каких птиц вы знаете?
- Назовите виды птиц?
- Чем питаются птицы?
- Какие части тела помогают птицам в полете? и т.д.
- Чего больше боятся зимующие птицы: холода или голода?

Прием «Пирамида предсказаний»:
- Что будет, если исчезнут птицы?
- Что будет, если экзотических птиц поселить в наших условиях?

Прием «Толстые и тонкие вопросы»- обеспечение дифференцированного подхода в обучении
Тонкие вопросы:
- Защищают ли птицы свое гнездо от врагов?
- Какую пользу приносят птицы?
- Все ли птицы умею летать?
Толстые вопросы:
- Почему дятел долбит дупло насквозь?
- Почему поют птицы?

Прием «Кубик вопросов» – тема «Птицы»
    Дай описание.
    Сравни с чем-нибудь.
    Проассоциируй (на что похоже).
    Проанализируй  
    Придумай другое название
    Приведи примеры  (поделись аналогичной историей из личной жизни).


Тема «Космос»
I  этап «вызов» аналог Мотивационно - побудительного этапа.
1. Игра «Галактика идей, понятий…» аналог игры «Корзина идей, понятий…» - дети рассказывают, что они знают о космосе, при этом за каждый ответ ребенок может закрепить свою звезду или другой космический объект на небосводе; тем самым получается Галактика.
2. Приём «Выглядит, как… Звучит, как…» - дети сравнивают, проводят аналогии и ассоциации с понятием «Космос». Н-р ответы детей, Космос выгладит  как что-то необъятное, яркое; он похож на темный котлован, Космос выглядит, как яркая новогодняя елка. Звучит, как тонкий протяжный звук ….Звучит, как вечная тишина…
II. этап. «осмысление»
Прием Чтение с остановками  «Пирамида предсказаний».
Воспитатель предлагает послушать албанскую народную сказку « Как солнце и луна друг к другу в гости ходили»
 Вопросы по содержанию сказки:
- Как вы думаете, что может произойти в сказке с таким названием?
- Как вы думаете, что подарит Луна Солнцу?
- А что подарит  царь света Луне?
- Что будет дальше?
- Как вы думаете, что ответил портной Солнцу?
- Чем закончится сказка?
III.этап «размышление» аналог  «рефлексивно - корригирующего» этапа.

Прием «Вопросительные слова». Тема: «Магнит»

tuleubekova

Примеры вопросов:
Где на производстве применяют свойства магнита?
Что притягивает магнит?
Зачем человеку нужен магнит?
Как можно необычным способом применять магнит?

Прием «Ромашка вопросов».  Тема: «Красная книга».

•    Простые вопросы. «Красная книга», что это за книга?, Почему человеку пришлось создать «Красную книгу»?, Как вы думаете, почему она «Красная книга»?
•    Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?», «Ты действительно думаешь, что...?».
•    Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему в «Красной книге» страницы разного цвета? С чем это связано? Если ребенок знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
•    Творческие вопросы. «Как изменился бы окружающий мир,  если бы динозавры дожили до настоящего времени?», «Как вы думаете, на странице кого цвета были бы помещены динозавры?»
•    Оценочные вопросы. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»  и т.д. Флора и Фауна Казахстана богата и разнообразна жаль, что некоторые  люди не ценят бесценный дар природы.
•    Практические вопросы. «Как мы можем помочь животным и растениям, чтобы они не оказались в Красной книге?».

Тема «Вода»
Прием «Синквейн»

1-я строка – название синквейна – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 1. Вода
2-я строка – два прилагательных, описывающих основную мысль; 2. Прозрачная, родниковая
3-я строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 3. Плещется, бежит, льется
4-я строка – фраза на тему синквейна; 4. Без воды нет жизни на земле
5-я строка – существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы. 5. Жидкость

Список литературы
1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: «Открытое общество», 2006.
2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика: Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2009.
3. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.
4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология. СПб.: Скифия, Альянс «Дельта», 2008.
5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс «Дельта», 2003.
6. Низовская И.П. Словарь-программа критического мышления: Учебник. Бишкек: Сервис, 2008.
7. Станиславчик В.К. Технологии развития критического мышления: перспективы их применения в вузе. М.: НП Центр, РРИЧП, 2007.
8. Иванова Е. Формируя критическое мышление //Школьная библиотека. 2000. № 3.
9. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига-М.: Эксперимент, 2008.
10. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 2007.
11. Загашев И.О., Заир – Бек. С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СП 6: «Альянс»Дельта» совм. с  издательством «Речь», 2003- 192с.