ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

И.В. Пятых, препод. театр. деят-ти.
Детский Центр Эстетического развития я/с № 126 (г. Павлодар)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья посвящена формированию коммуникативных способностей через театрализованную деятельность. Показано, что театрализованная игра является разновидностью игровой деятельности,  оказывающая влияние на развитие коммуникативных способностей дошкольников.

Мақала театр қызметі арқылы коммуникативтік қабілеттерін қалыптастыруға арналған. Ойын театры ойынның бір түрі, яғни тәрбиенушілердің коммуникативтік қабілеттерін дамуына ықпал ететінің көрсетеді.

The article deals with communicative abilities development via stage   adaptation. I shows that staging is a variety  of game activity, and it can influence the communicative abilities development of preschool children.

Современный мир диктует свой взгляд на то, какой должна быть успешная личность ХХI века: открытой к внешнему миру, уверенной в своих силах, проявляющей инициативность и самостоятельность, а также положительное и доброжелательное отношение к себе и окружающим. Это человек, способный оказать поддержку другому, уважать достоинство окружающих, учитывать взгляды партнеров по общению и, в то же время, умеющий отстоять свою точку зрения, свободно выражая мысли, чувства и предпочтения. Все это является содержанием коммуникативных способностей, формирование которых должно начинаться с дошкольного возраста.
Коммуникативная компетентность – означает готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание ребенка вступать в контакт с окружающими [1]
•    Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д. ) и рассказать о нём.
•    Умение получать необходимую информацию в общении.
•    Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
•    Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
•    Умение спокойно отстаивать своё мнение.
•    Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
•    Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д. )
•    Умение уважительно относиться к окружающим людям.
•    Умение принимать и оказывать помощь.
•    Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
•    Проявлять эмпатию,
Большинство дошкольников в коммуникативном общении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; свободно выражают свои просьбы, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства - речевые, мимические, невербальные (образно - жестовые).
Однако, определённая часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью (в общении). Это обнаруживается при взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками, в партнёрской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения (в свободной деятельности). Это оказывает негативное влияние на характер и содержание игровой деятельности, межличностных отношений, определяют невысокий социальный статус в группе сверстников. Такие дети, несмотря на стремление играть вместе с другими, с трудом налаживают дружеские и игровые отношения с ними, ссорятся, вынуждены играть в одиночестве.
Способность к общению, или коммуникативная способность, включает три составляющих, на которых она основывается и без которых не может существовать:
- мотивационную («я хочу общаться»);
- когнитивную («я знаю, как общаться»);
- поведенческую («я умею общаться»)
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Виды мотиваций в театрализованной игре:[2]
Социальный (создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребёнка на ошибку).
Содержательный (формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми).
Прагматической (усиление внимания детей к данному виду деятельности развитие познавательного интереса).
Театральная игра выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.
Воспитательные возможности театральной игры велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:[3]
1. Знакомство с окружающим миром.
 2. Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).
 3. Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)
 4. Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).
 5. Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).
 6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание)
 7. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
 8. Формируется представление о театре как об искусстве, появляется интерес к театрально-игровой деятельности.
 9. Совершенствуются музыкальные способности при создании художественного слова.
Коллективная театрализованная игра  направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие. При этом она активизирует все имеющиеся у него возможности на самостоятельное творчество, развитие всех ведущих психических процессов, способствует самопознанию, создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.[8]
Принимая участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
Театрализованная деятельность обладает потенциальными возможностями для овладения детьми дошкольного возраста данными средствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно.
В театрализованной игра  происходит перенос взаимоотношений между людьми в игру, при этом ситуация общения с партнером упрощается, так как социальный опыт отражается в художественных образах: заданный сюжет определяет состав участников, слова, которые они произносят, последовательность изображаемых ситуаций. Это облегчает детям задачу взаимодействия: имеется готовое содержание, установлены взаимоотношения участников, определены их действия, диалоги. Вместе с тем умение согласовывать замысел, распределять роли и действовать в соответствии с ними, вступать в ролевые взаимоотношения с партнерами, учитывая их желания, интересы являются предпосылками для формирования умений социально-коммуникативной компетентности.
Также театрализованная игра способствует освоению речевых средств взаимодействия. Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.
Вместе с тем ребенок должен суметь передать характер изображаемого персонажа, его действия в определенных условиях, что возможно только с помощью овладения средствами образной выразительности (интонации, мимики, жеста, позы и т.п.).
В детском саду театрализованная игра принимает две формы:
1) когда действующими лицами являются определённые предметы рукотворного мира: игрушки, куклы, фигурки (настольный театр: плоскостные и объемные фигурки персонажей; фланелеграф, теневой театр, театр игрушек; бибабо, театр марионеток);
2) когда дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов костюма) исполняют взятую на себя роль.
Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.[11]
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) По мнению других исследователей игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребёнка.
Таким образом, одним из самых эффективных методов развития коммуникативных способностей считаются театрализованные игры, которые выполняют следующие функции:
1)    контактная функция – предполагает установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержания взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
2)    информационная функция – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
3)    побудительная функция – стимуляция активности для направления его на выполнение определенных действий;
4)    координационная функция – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
5)    функция понимания – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний партнера;
6)    эмотивная функция – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
7)    функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, межличностных связей группы, в которой действует ребенок;
8)    функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно – смысловых образований партнера.
Естественно, что все этими функции присущи театрализованной деятельности при условии определенной технологии ее организации опытным взрослым – носителем социально-коммуникативной культуры.

Список использованной литературы
1.    Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.
2.    Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№ 4.
3.    Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
4.    Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.
5.    Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой и др. - М., 2000.
6.    Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
7.    Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
8.    Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. - 1989. - №1.
9.    Хухлаева О.В. Лесенка радости. М., 1998.
10.    Чистякова М.И. Психогимнастика., М., 1995.
11.    Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание, 1991. - №7.
12.    Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999.