ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ С ИНФОРМАТИКОЙ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

О.А. Юдина, учитель информатики
Средняя общеобразовательная школа №10 (г. Экибастуз)
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье рассмотрены основные подходы по повышению эффективности процесса обучения математике учащихся начальной  школы на основе межпредметных связей информатики и математики, посредством разработки учебно-методического обеспечения и его внедрения в практику работы начальной школы.

In article the main approaches on increase of efficiency of process of training in mathematics of pupils of elementary school on the basis of intersubject communications of informatics and mathematics, by means of development of educational and methodical providing and its introduction in practice of work of elementary school are considered.

Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности радикального повышения эффективности и качества образования, подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества, способствует формированию новой информационной культуры [1].
Для подготовки человека к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать у молодого поколения логическое мышление, способность к анализу (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации) и синтезу (создание новых схем, структур и моделей), что составляет основу учебной деятельности [2].
Развитие учебной деятельности младшего школьника, формирование учебных интересов, потребностей осуществляется различными средствами, в том числе средствами компьютерной техники. Применение в школе компьютерной техники учителями информатики и педагогами начальных классов может сделать школьное преподавание более эффективным [1].
Проведенный анализ информатизации общеобразовательных школ г. Экибастуза Павлодарской области, собственный опыт школьного и вузовского преподавания показал, что современная школа недостаточно эффективно формирует учебную деятельность младших школьников в условиях современной информационно-образовательной среды.
Для решения выявленной проблемы на начальном этапе была разработана авторская программа курса «Информатика в начальной школе» (1 – 4 класс), в которой отражены особенности теоретической и практической подготовки младших школьников в области информатики и в аспекте формирования учебной деятельности [3].
Электронной поддержкой курса информатики в начальной школе является разработанный нами комплекс программного обеспечения, в который входят такие программы, как: «Верный друг компьютер», «Множества», «Выбери лишнее», «Сравни множества», тестовые программы по темам «Множества», «Сравнение множеств», «Графы», «Путешествие в мир информатики», автоматизированная система  «EDUTESTER», а также программы для проведения интегрированных уроков, целью которых является внедрение информационных технологий в учебный процесс.
Разработанные нами критерии и показатели учебной деятельности ученика начальной школы соответствуют, на наш взгляд, требованиям к уровню образованности выпускника начальной школы по ГОСО РК 2.003. – 2010 в п. 5 «Структура 12-летнего образования». П.п. 5.2 гласит, что «основное назначение начального образования – создание условий для освоения обучающимися учебной деятельности и раскрытия их индивидуальности» [5].
Приобретенные на уроках информатики навыки работы с компьютером, умения обобщать, анализировать, разбивать материал на логические части, логически мыслить ученик может перенести и применить в учебных ситуациях и на уроках по другим предметам (например, математики, русского языка и др.). Информатика в теоретической ее части "выросла" из математики, использует активно математический аппарат. Многие темы школьного курса информатики можно назвать "чисто математическими": основы математической логики; системы счисления; элементы теории вероятностей и математической статистики; теория графов; теория алгоритмов; элементы теории систем; основы математического моделирования и некоторые другие.
Преподавание не всех этих тем входит в школьную программу математического образования, однако, опыт показывает, что дети, изучавшие эти разделы, обладают более системным представлением о математике, легче усваивают новые понятия.
Осуществление межпредметных связей математики и информатики можно осуществить через:
    интегрированные уроки;
    решение математических задач на уроках информатики;
    изучение смежных с математикой тем (алгоритмы, системы счисления и др.)
В ходе опытно-экспериментальной работы мы выявили, что при создании определенных условий младшие школьники могут успешно усваивать абстрактный теоретический материал по мате¬матике.    
    В процессе занятий с применением компьютера дети учились преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты действий. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приёмов. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели [4].
Таким образом, информатика с применением компьютера позволяет обеспечить эффективность процесса формирования учебной деятельности. Применение информационных технологий позволяет изменить способы доставки учебного материала на урок с помощью специально разработанных авторских мультимедиа курсов.
Предлагаем характеристики компьютерных программ с точки зрения возможности формирования учебных умений и повышения эффективности процесса обучения математике учащихся начальной  школы [рис.1-2].
Одним из перспективных направлений развития информатики являются экспертные системы. Экспертные системы могут оказаться полезными только в тех случаях, когда эксперт может точно описать логику решения задач. Поэтому в школьный курс информатики включаются математические знания, активно используемые в информатике вообще, и в экспертных системах в частности, например, элементы теории множеств.

yudina 1

Рисунок 1 - Электронное учебное издание «Множество и его элементы»

yudina 2

Рисунок 2 - Электронное учебное издание «Графы»

Программа предъявляет достоверные сведения с учетом учебного материала по теме «Графы», гармонично вписывается в урок по теме «Пути в графах», может использоваться учителями математики.  Программа представлена в виде ехе–файла «Графы»[6]

yudina 3

Рисунок 3 - ЭУП « Путешествие в мир информатики»

Представленная программа [рис.3] является компонентой учебно-методического комплекса "Информатика в начальной школе" наряду с печатными учебными пособиями, учебными тетрадями, дидактическими и методическими материалами, рекомендованными к применению ИПК ПК г.Павлодар. Она предназначена для учащихся  младшей школы (1-4 классов).
Комплекс теоретического материала и заданий ориентирован на развитие логического и комбинационного мышления, начал алгоритмического мышления у детей 6-9 лет, навыков работы с компьютером (восприятия информации с экрана, ее анализа, управления мышью и клавиатурой) и креативной деятельности с использованием компьютера, формирование понятий множества, алгоритма, исполнителя алгоритма.

yudina 4

Рисунок 4 – Примеры заданий по темам «Множество» и «Алгоритм»

Количество текста, предназначенного для прочтения минимально, он  снабжен гиперссылками на графические иллюстрации. Контроль учебной деятельности ведется по факту просмотра текста и по количеству итераций тренажеров.

yudina 5

Рисунок 5 – Пример практической и теоретической части пособия

Анализ занятий, на которых осуществляются межпредметные связи математики и информатики показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение учебным  материалом.
Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом работы стали показатели качества обучения: 4 «В» (применяется ИКТ), 4 «Б» (не применяется ИКТ). (Таблица 1)


Таблица 1. Сравнительный результат успеваемости и  качества знаний

yudina 6

Разработанные теоретические положения и полученные результаты в ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы:
    - В результате проведенного исследования была выявлена, обоснована и практически реализована система педагогических условий формирования учебной деятельности в процессе преподавания информатики в начальных классах, которая включает дополнения к учебным программам в начальном звене школы, учебные и методические пособия как в печатном, так и в электронном виде, которые в целом объединены в  учебно-методический комплекс.
     - В ходе опытно-педагогической работы была доказана объективность разработанной системы измерителей сформированности учебной деятельности младших школьников, её критерии, показатели и характеристики уровней.
- Внедрение учебно-методического обеспечения по информатике положительно влияет на формирование учебной деятельности школьников,  что  повышает эффективность процесса обучения учащихся начальной  школы математике на основе межпредметных связей с информатикой.    

Список литературы
1.    Концепция развития образования Республики Казахстан. Газета «Казахстанская правда» от 26 декабря 2004 года.
2.    Криворучко В.А. Качество результата современного образования // Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации: Межвузовский сборник научных трудов – СПб.: ЛОИРО, 2006.
3.    Соколова М.Г., Юдина О.А. Формирование учебной деятельности в информационной образовательной среде современной школы // Актуальные проблемы современности. – Караганда: Болашак-Баспа. 2009. №2 (36).
4.    Юдина О.А. Экспериментальная программа информатики в начальной школе // Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. – Астана. 2008. №1 (61).
5.    ГОСО РК 2.003 - 2010. - Астана, 2010, - 60 с.
6.    Криворучко В.А., Юдина О.А. Учебно-методическое обеспечение формирования учебной деятельности младших школьников в процессе обучения информатике // Дистанционное и виртуальное обучение.- Москва. - № 7, 2012. С. 108-117.