КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРЕПОДАВАНИЯ И УЧЕНИЯ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Г.Т.Тусупбекова, к.б.н., доцент,
М.П.Шакарманова, магистр педагогики и психологии
Инновационный Евразийский университет (г.Павлодар)
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

В статье предлагается решение проблемы целеполагания с позиций деятельностного и компетентностного подходов. Приведены конкретные формулировки целей и задач в учебно-воспитательном процессе.

Мақалада құзыреттілік тұрғыда мақсатты анықтау жолдары келтірілген. Оқу- тәрбие үрдісіндегі мақсат пен міндеттерді құрастыру жолдары нақты көрсетілген.

The article offers a solution to the problem of goal-setting in terms of activity and competence-based approaches. Given the specific wording of the goals and objectives of the educational process.

При анализе ответов учителей и студентов педагогических специальностей по вопросу формулировки цели урока часто у респондентов возникает следующий вопрос: кому предназначены формулировки цели и задач урока. Часто студенты спрашивают: необходимо ли знакомить учащихся с целью и задачами урока? Рекомендации авторов дидактических и методических источников по этому моменту урока расходятся. Некоторые авторы рекомендуют формулировать цели (подцели) или задачи преподавания, другие – учения.
Мы предлагаем решение данного вопроса с позиций компетентностного подхода, руководствуясь определением цели и задач среднего общего образования ГОСО РК, «конкретизируемых как ожидаемые результаты в виде сформированных ключевых компетентностей, знаний, умений, навыков по образовательным областям» [1].
Среди ключевых компетентностей, которыми должен овладеть каждый учащийся, указаны:
•    компетентность разрешения проблем (самоменеджмент);
•    информационная компетентность;
•    коммуникативная компетентность.
Компетентность разрешения проблем (самоменеджмент) среди прочих позволяет «ставить цель своей деятельности, определять условия, необходимые для ее реализации, планировать и организовывать процесс ее достижения (то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче)».
Информационная компетентность позволяет учащемуся – «самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели» [1].
Госстандартом среднего общего образования РК выделяются три уровня овладения компетентностями, соответствующие трем ступеням общего среднего образования.
Один из аспектов компетентности разрешения проблем (самоменеджмента) в соответствии со ступенями общего среднего образования находит свое выражение в том, что учащийся должен уметь:
•    на I ступени определять и выстраивать в логической и временной последовательности шаги по решению задачи;
•    на II ступени ставить задачи, адекватные заданной цели; ставить цель, адекватную заданной проблеме; самостоятельно определяет характеристики планируемого продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки;
•    на III ступени указывать риски, которые могут возникнуть при достижении цели; ставить цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы; обосновывать достижимость поставленной цели [1].
Таким образом, мы видим, что формирование умений организации процессов целеполагания и целеосуществление предусматривается с начальных ступеней образования. Но успешное осуществление этих задач возможно только в совместной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.
Любая конструктивно-проектировочная деятельность человека, в какой бы сфере она не осуществлялась, как правило, начинается с постановки целей этой деятельности. По ходу деятельности цели могут трансформироваться, дополняться, заменяться. Фактически деятельность человека в каком-то конкретном направлении можно представить как деятельность по постановке и достижению системы взаимосвязанных целей. Не всегда цели оказываются осознанными и представленными в явном виде. Но осознание и четкая формулировка целей на каждом этапе деятельности способствуют ее успеху.
Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы учителя, повышает эффективность его обучающего взаи-модействия с детьми, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы.
Преподавание и учение – две стороны единого процесса: нельзя осуществлять преподавательскую деятельность, не ориентируясь на активность, развитие, возможности, знания и умения.
Центральной фигурой, системообразующим началом процесса обучения является учитель – носитель содержания образования и воспитания, организатор всей познавательной деятельности детей. В его личности сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности. Он приобретает сумму объективных знаний, умений, навыков и в меру личных способностей организует их передачу учащимся.
Главным участником, активнейшим саморазвивающимся субъектом учебного процесса является сам ребенок, учащийся. Он тот самый объект и субъект педагогического познания, ради которого создается процесс обучения, в котором школьник вступает в субъект-объек¬тные отношения с учителем и окружающим миром. В процессе познания в сознании ребенка совершается сложнейший процесс отражения реальной действительности с помощью разнообразных, научно обоснованных методов обучения. В качестве механизмов освоения действительности детьми выступают деятельность и общение.
Существенным элементом структуры познавательного педагогического процесса являются методы обучения как способы обучающего взаимодействия учителя и учащихся. Любой метод только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствует превращению методической системы учителя в способы познавательной деятельности учащихся.
Методы обучения являются важнейшими структурными компонентами целостного педагогического процесса, включающего в себя цели и задачи обучения, содержание, формы организации обучения его результаты.
«Под методами обучения следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение по-ставленных задач», – пишет М.Н.Скаткин.
Если рассматривать метод в деятельностном плане, то это «способ (система приемов) достижения какой-либо цели при выполнении некоторой операции», «путь к цели, отрегу-лированная по определенному принципу; деятельность, направленная на достижение определенных целей» [2].
Пидкасистый П.И. указывает, что метод обучения характеризуется тремя признаками: он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:
•    способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
•    специфику их работы по достижению различных целей обучения [3].
Таким образом, структуру метода обучения как компонента учебного процесса можно изобразить следующим образом (рис. 1).

tusupbekova
    

Рис. 9. Структура метода обучения как компонента учебного процесса
(по Коркиной В.И.)

Из схемы видно, что метод обучения включает цель учителя и его деятельность различными средствами, в результате чего возникает цель ученика и его деятельность имеющимися у него средствами. Под влиянием этой деятельности возникает и осуществляется процесс усвоения учеником изучаемого, достигается намеченная цель или результат обучения. Этот результат является критерием соответствия метода цели. Таким образом, можно говорить о том, что любой метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования [4].
Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что готовясь к уроку, учитель должен сформулировать цель и задачи своей деятельности (преподавания), являющиеся целью и задачами урока, которые должны трансформироваться в цель и задачи деятельности ученика (учения). Именно цель обуславливает возникновение деятельности и успешность достижения намеченных результатов. Если не происходит трансформации цели учителя в цель ученика, как бы ни был эрудирован учитель, никакой успешности в обучении ожидать не приходится, поскольку, согласно главному дидактическому принципу, регламентирующему личностно-ориентированный образовательный процесс, обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с учётом его личных учебных целей.
Тогда соотношение формулировок целей и задач урока (например, по теме «Воздух. Свойства воздуха») применительно к деятельности учителя (преподавания) и деятельности ученика (учения) можно представить в следующей виде (таблица 1).

Таблица 1

Виды деятельности
Преподавание Учение
Тема «Воздух. Свойства воздуха»
Цель: показать обусловленность свойств вещества его структурой Цель: выявить зависимость свойств вещества его структурой
Задачи Задачи
Обучающие:
1.    формирование понятия «вода - это вещество»;
2.    совершенствование представления о том, что вещество может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и
газообразном;
3. формирование представлений о свойствах воды: прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха, текучесть и т.д.;
4.    формирование умений и навыков
постановки и проведения простейших
опытов, формирование умений проведения
наблюдений за объектами природы.
Познавательные:
1.    уяснение содержания понятия «вода – это вещество»;
2.    уяснение, что вещества могут находиться в одном из трех состояний – твердом, жидком, или газообразном.
3.    научиться выявлять свойства веществ на примере воды: прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха, текучесть и т.д.
4.    научиться ставить и проводить опыты
с веществами, проводить наблюдения
за объектами и явлениями в природе
Воспитывающие:
1. Воспитание бережного отношения к
природным богатствам.   
Воспитывающие:
1. Уяснить, что к природным богатствам необходимо относиться бережно.
Развивающие:
1. Развитие наблюдательности, логичности мышления, памяти   
Развивающие:
1.    научиться наблюдать изменения,
происходящие с объектами и влениями
в природе;
2.    уяснить, что все явления в природе имеют свою причину и следствие;
3.    расширить возможности своей памяти, т.к. запоминание большего объема информации способствует успешности учения.


Предлагаемые нами формулировки соотношения целей и задач деятельности учителя и учащихся в учебном процессе подтверждают положение Хуторского А.В., что «целеполагание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах. Оно необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий обучения – уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя и др. [5].
Таким образом, с позиций деятельностного и компетентностного подходов способность целеполагания важна как для учителя, так и для ученика. Учитель формулирует и корректирует цели на всём протяжении образовательного процесса, а ученик становится перед необходимостью постановки или выбора целей всякий раз, когда от него требуются конкретные действия при изучении отдельных предметов (объектов), процессов и явлений. Источниками целей уроков являются возникающие проблемы, выявленные противоречия, взаимосвязь предметов и явлений, а также динамика их развития в пространстве и времени [6].

Литература:

1.    ГОСО РК 2.003-2007. Основные положения. Среднее общее образование.
2.    Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения.- М., 1971.- 191 с.
3.    Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 2002.
4.    Коркина В.И. Дидактика в схемах и таблицах: Учеб.пособие.- Караганда, 2004.
5.    Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос, 2005.- 383 с.
6.    Тусупбекова Г.Т. Целеполагание в преподавании естественнонаучных дисциплин.- LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.