ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОЛОГИЯ»

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Поух М.М.., магистр, старший преподаватель
Инновационный Евразийский университет (г. Павлодар)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

АННОТАЦИЯ. Показывается роль компетентностного подхода в формировании общепрофессиональных и профильно-специальных компетенций у выпускников специальности  «Экология».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экологическая культура; компетентностный подход; профессиональная компетентность; социально-экологическая компетентность.

Аңдатпа: Білікті амалын қалыптастыру жалпыкәсіпқой және кәсіпті-мамандық міндеттерін «Экология» мамандығының түлектеріне маңызын көрсетеді.
Негізгі сөздер: Экология мәдениеті, білікті амал, кәсіпқой біліктілік, әлеуметтік-экологиялық  біліктілік.

ABSTRACT. In the article the role of competence-based approach in formation of ecological culture is shown. The interrelation between  «ecologica» competence and the level of ecological culture is analyzed
KEY WORDS: ecological culture; competence-based approach; professional competence; social-ecological Competence.

Процесс глобализации, развивающийся в современном обществе, убедительно свидетельствует о том, что формирование культурного единства мира сопровождается возникновением все новых и новых ранее неизвестных проблем. Эгоцентристский и техногенно-потребительский путь развития человеческого общества привел к экологическому кризису, который охватил все грани бытия социума. С ростом производительных сил возрастали и возможности общества в преобразовании окружающего мира, поэтому, постепенно углубляясь, экологический кризис со второй половины XX в. приобрел глобальный характер. Экологические проблемы на сегодняшний день являются важнейшими глобальными проблемами человечества. Они выявляют противоречия между обществом и природой, которые обусловлены избыточным антропогенным воздействием на окружающую среду.
Неадекватность социума по отношению к природе выражается прежде всего в потребительском поведении человека. На международном уровне до сих пор не выработан вариант концепции, необходимый для реализации конкретных программ по дальнейшему устойчивому развитию социоприродных систем. Специфика изучения проблем, связанных с возможными альтернативными путями развития человечества и дальнейшей эволюцией биосферы, вызывает потребность в их углубленном и комплексном исследовании. В таких кризисных условиях возникает необходимость осмысления принципов взаимодействия общества и природы, путей гармонизации этих взаимоотношений, актуализируются теоретические и праксиологические аспекты исследования проблемы сдвига цивилизации от техногенно-потребительской, к духовно-экологической. Такой сдвиг предполагает выработку оптимума потребления, т. е. научно обоснованных норм потребления ресурсов территории, что вызывает необходимость разработки концепции дальнейшего пути развития человечества с приоритетами природосообразности. Современная экология очень тесно связана с экономикой, политикой, психологией, философией, культурологией, педагогикой, техническими науками, так как только в союзе с ними возможно преодолеть технократическую направленность современного мышления, которая свойственна XXI в., и выработать абсолютно новый вид экологического сознания, который коренным образом сможет поменять поведение людей по отношению ко всей природе. Особенно важно развивать экологическую культуру как способ социоприродного развития всего человечества, когда обеспечивается сохранение, а по возможности и улучшение окружающей природной среды. В связи с этим одними из первостепенных задач общества являются формирование экологической культуры, нравственное воспитание и развитие экологического сознания широких слоев населения.
Схема духовного развития современного гражданина в XXI в. может быть представлена тезисом Б. С. Гершунского: грамотность - образованность -профессиональная компетентность - культура - менталитет [2. С. 98]. Таким образом, формирование экологической культуры выпускника вуза опирается на формирование профессиональной компетентности, которая в свою очередь обусловлена формированием социально-экологических компетенций.
Приоритетным направлением государственной политики в области высшего профессионального образования является реализация Болонского соглашения. Введены в действие Государственные образовательные стандарты ВПО третьего поколения, сформированные на основе компетентностного подхода [1. С. 58-59]. Компетентностный подход — это сдвиг в проектировании стандартов от знаний к компетенциям. Внутри компетентностного подхода в образовании выделяются два ключевых понятия: компетенция и компетентность. В литературе встречаются разные точки зрения на соотношение этих понятий. Анализ различных трактовок позволяет сделать следующий вывод: компетенция - это способность личности применить знания и навыки в какой-либо области, а компетентность - это интеграция индивидуальных качеств личности, специальных знаний, умений, опыта и потенциальных возможностей, необходимых для эффективной профессиональной деятельности [Там же. С. 41- 42].
Очевидно, что компетентность включает в себя наличие определенного набора компетенций.
В ходе реализации задач компетентностного подхода к высшему образованию
О.С. Анисимов, В. В. Краевский, В. В. Сериков анализируют сущность и структуру профессиональной компетентности: профессиональная компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, но и социально - нравственную позицию личности.
Компетентностный подход - это социальный заказ общества на грамотных профессионалов, способных проявлять активность в меняющихся условиях нового типа экономики. Компетентностный подход можно рассматривать как единство теоретического знания и практической деятельности, как универсальный язык для описания результатов образования на мировом уровне. Использование компетенций как главных целевых установок при подготовке специалиста с высшим образованием означает существенный сдвиг в сторону личностно ориентированного обучения, попытку реализовать деятельностно-практическую и культурологическую составляющие образования, перейти от предметной дифференциации к междисциплинарной интеграции.
Проблема определения перечня компетенций, входящих в модель бакалавра по специальности «Экология», которыми должен обладать современный выпускник, до сих пор до конца не решена. В то же время существует как теоретический, так и практический опыт определения перечня и состава компетенций и в нашей стране, и за рубежом (В. И. Байденко, И. А. Зимняя и др.) [1; 2; 3; 5]. Тем не менее многие исследователи считают, что в модель выпускника, ориентированную на самообразование и творческую деятельность, должны входить такие составляющие, как специальная, социальная, психологическая, информационная, коммуникативная, экологическая, валеологическая [3.С.122]. Следовательно, современный профессионал любого профиля должен обладать социальной и экологической компетентностью: 1) социальная компетентность — это способность брать на себя ответственность и принимать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур и религий; 2) экологическая компетентность - это готовность брать на себя ответственность за профессиональную деятельность на основе знания законов развития экологии.
Сказанное выше делает возможным сформулировать определение социально -экологической компетентности. Социально- экологическая компетентность - это способность и готовность личности, воспринимая окружающую действительность в единстве природных и социокультурных связей,  на основе сформированных знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств, адекватно решать в процессе своей профессиональной деятельности экологические задачи и проблемы взаимодействия общества и природы [4. С. 895- 897].
Следуя рекомендациям по разработке государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения в компетентностном формате [1; 5] при формулировании требований по освоению общепрофессиональных и профильно-специальных компетенций по направлению «Экология» и соглашаясь с рекомендованным к использованию глоссарием, в дальнейшем считаем, что:
- направление подготовки - совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;
- профиль - совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержания;
- компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;
- результаты обучения - усвоенные знания, умения и освоенные компетенции.
Анализ существующих ГОСО показал, что экологическая составляющая в существующих стандартах представлена недостаточным образом. В связи с этим попытаемся представить возможный вариант состава компетенций, которые непосредственным образом взаимосвязаны между собой для подготовки бакалавров по специальности «Экология» и входят в блоки требований к результатам освоения общепрофессиональных и профильно-специальных компетенций.
Таким образом, выпускник по направлению подготовки «Экология» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в Государственном общеобразовательном стандарте, наряду с общенаучными, социальноличностными и культурными компетенциями должен обладать общепрофессиональными и профильно-специальными компетенциями, среди которых необходимо выделить следующие составляющие:
1. Осознание роли, ответственности и особенности профессиональной деятельности эколога как системообразующей и организующей деятельности, целью которой является гармонизация среды обитания.
2. Готовность учитывать при проектировании весь комплекс факторов, обусловливающих решение проектной задачи (социальных, культурных, технологических, экологических, эргономических и т. п.); организовывать работу в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда; мыслить категориями экономической культуры и экологии, проектными категориями «равновесия», соизмеряя их с примерами живой природы.
3. Способность применять теоретические знания, базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, о принципах оптимального природопользования и охраны природы, об основах биологии человека и охране здоровья к задачам профессиональной деятельности; применять на практике знание принципов биоэтики, понимать социальные и экологические последствия своей профессиональной деятельности.
4. Умение обосновать морально-этические принципы взаимодействия человека с природой и применять их в жизни.
5. Понимание особенностей средовой организации пространств в истории культуры; проблем видеоэкологии, адаптации и персонализации среды.
6. Владение методами экоэргономического анализа средовых ситуаций и компонентов среды; методами экопроектирования оборудования и средств благоустройства средовых объектов и систем.
7.Знание:
- правовых основ исследовательских и проектных работ, законодательства Республики Казахстан в области охраны природы и природопользования;
- комплекса функциональных условий, экологических, эргономических требований; основ формирования гармоничной среды, их зависимости от оборудования и наполнения средовых объектов;
- инструментов и форм  экологического контроля; экологических принципов природопользования, экозащитной техники и технологии, экологических методов формирования городской и сельской среды, прогрессивных методов организации хозяйственных работ;
- основ проектирования транспортной среды; методов учета взаимодействия технических, экологических и природных факторов при проектировании, комплексного использования отделочных и конструктивных, в том числе экологически чистых, материалов среды;
- технических и технологических характеристик основных видов и типов оборудования, типологий конструкций, материалов, технологий, формообразований экологически чистых объектов среды;
- задач экоэргономики как науки о взаимодействии человека и окружающей его бытовых, технических, организационных и иных предметно-пространственных систем; методов экоэргономики и возможностей их использовании в средовом проектировании (в быту, на производстве, в городской среде, специфических видах систем: визуальных, информационных, систем управления).
Общепрофессиональные и профильноспециальные компетенции в совокупности с общенаучными, социально-личностными и культурными компетенциями служат фундаментом, обеспечивающим выпускнику мобильность на рынке профессионального труда, подготовленность к продолжению образования на магистерской ступени, а также в сфере дополнительного и послевузовского образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: МГУ, 2006.
2. Байденко В. И. Болонский процесс: поиск общности Европейских систем высшего образования (проект TUNING). М.: МГУ, 2006.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aspirant.rggu.ru/article.
4. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Пер. с англ. М., 1989.
5. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: Методические рекомендации для руков. УМО вузов РФ: проект / Авт.-сост.: В.И. Байденко и др. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.