РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Наушева Г.Т., учитель географии, Наушев Т.Ж., учитель истории и  географии
Коммунальное государственное учреждение
 «Школа-лицей №6 отдела образования акимата города Экибастуз»

Данная статья посвящена реализации компетентностного подхода в преподавании географии. Определены основные приоритеты в исследовании целесообразности использования компетентностного подхода в обучении географии. Предложены методы работы с учащимися по развитию и реализации компетенций.  В целом автором дается оценка эффективности новации  в школьном образовании.

Бұл мақала георгафия пәнін берудегі қүзыреттілікке туралы.  Географияны оқудағы қүзыреттілікті қолданудың негізге зерттеулері аныкталған.  Оқушылармен қүзыреттілікті дамыту және іске асыру бойынша жұмыс тәсілдері ұсынылды.  Автор мектепте қүзыреттілікті іске асыру баға берген.

This article is devoted to the realization of the competent approach in geography teaching. The basic priorities in investigation of expediency of use of the competent approach in geography teaching had been defined.  Some methods of working with students on development and realization of competences had been suggested in the article. In general the author gives the evaluation of effectiveness of novation in school education.

Повышение качества образования является одной из самых актуальных проблем  не только для Казахстана, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса. В настоящее время основной целью образования является не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и действенно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. Перед педагогическим сообществом нашей страны стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования, основные принципы которой изложены в «Концепции развития образования Республики Казахстана до 2015 года»:
-непрерывность;
-преемственность образовательных программ;
-соблюдение международных требований в  сфере деятельности; [1]
Одним из методологических  решений является компетентностный подход, согласно которому целевым ориентиром профессиональной подготовки является формирование профессионально - личностной компетентности учителя. Педагог новой школы обязан обладать высоким уровнем сформированности  ряда компетентностей. Что такое компетенция?  Компетентностный подход? Значение компетентностного подхода  в образовании исследовали многие отечественные и зарубежные ученые (Т.Т Ковалева, И.Д Фрумин, В. А Болотов, Д.Н Кулибаева).               Для раскрытия сущности компетентностного подхода используются понятия «компетентность» и «компетенция». В трудах А.В Хуторского компетентность и компетенция описаны следующим образом. Компетенция входит в состав компетентности. Компетенция - это заданное требование к образовательной подготовке, определенная совокупность знаний, умений, навыков.  А компетентность – уже состоявшееся личностное качество, характеристика, владение данными знаниями, умениями, навыками. А. С Белкин, анализирует эти понятия в двух планах – социальном и педагогическом. В социальном плане под компетентностью исследователь понимает «совокупность, прежде всего, знаниевых компонентов в  сознания человека». В педагогическом плане компетенция представляет собой совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе, то есть то, чем располагает человек, а компетенция – совокупность того, чем владеет человек. Таким образом,  понятия  «компетентность» и «компетенция» у каждого исследователя различны. Они не являются синонимичными.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее,  по-иному определяется система методов обучения. В истории образования нашей страны повышение квалификации всегда было приоритетным, формы его совершенствовались, требования к профессиональной культуре учителя, несомненно, повышались. Учитель был для ученика основным носителем программных знаний по предмету и, естественно, пользовался непререкаемым авторитетом среди своих подопечных. Однако времена изменились, родители хотят видеть своих детей образованными, интеллигентными, успешными в жизни. Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности: умение общаться, танцевать, понимать музыку, живопись, любить природу, творчески работать, самосовершенствоваться и самореализоваться в этой жизни. В связи с этим необходимо сформировать у педагога ключевые компетентности, научить технологиям самоорганизации, самоактуализации учащихся. Недооценка в обучении факторов самоорганизации, самоактуализации учащихся ведет к тому, что педагогическая система не использует потенциал обучаемых, от этого страдает качество образования. Значит, требуется систематическое, локальное, целенаправленное  повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. [3]
Мы рассматриваем профессиональную компетентность учителя как совокупный потенциал его личностных качеств, общей культуры и квалификационных знаний, умений, педагогического мастерства, гармоничная интеграция которых в педагогическом труде дает оптимальный результат. На первый план выдвигаются внутренние факты учителя: личностные качества, то есть структура личностных способностей и черт характера, его общая культура, управленческие и организаторские возможности, а затем уже квалификационная компетентность, которая предполагает знания, умения, навыки,  полученные в институте. Ключевые компетентности входят в профессиональную компетентность учителя.
Образовательные компетентности обусловлены личностно-деятельным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.
Общеобразовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые охватывают основные образовательные области и учебные предметы. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.
Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностной и социально-значимой продуктивной деятельности.
Предметные компетенции – частные по отношению к ключевым и обще -предметным компетенциям, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Перечень предметных образовательных компетенций определятся на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. Предметная компетенция формируется на основе достигнутых результатов обучения.[4]
С данной позиции  ключевыми образовательными компетенциями в преподавании географии являются следующие:
1.    Социальная, сущность, которой заключается  в способности взять на себя  ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, проявление сопряженности личных интересов с потребностями производства и общества.
2.    Информационная, содержание которой включает в себя обладание информационным ресурсом, владение информационными технологиями,  при помощи реальных объектов информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
3.    Коммуникативная включает в себя знание способов взаимодействия с окружающими людьми; вырабатывает навыки работы в группе, владение технологиями устного и письменного общения на других языках.
4.    Деятельностные компетенции.  Включают в себя способность видеть и решать проблемы; планировать свою деятельность; определять цели деятельности и прогнозировать ожидаемые результаты; выбирать средства деятельности.
5.    Социально-трудовые означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входит, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.[2]
Общеучебные знания, умения и навыки в познании естественнонаучных дисциплин позволяют:
•    Уметь извлекать пользу из опыта;
•    Организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
•    Уметь решать проблемы;
•    Получать информацию и квалифицировать ее;
•    Занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое мнение;
•    Уметь работать и сотрудничать в группе;
•    Уметь разрабатывать и решать трудные задачи;                                                                                                               
Основная задача учителя не информировать ученика, а научить решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
1.    В познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники и технологии, во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков.
2.    В практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, при выборе профессии  и оценке своей готовности к обучению в учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда.
Одной из главных форм процесса обучения был и остается урок. Современный урок отличается, прежде всего, тем, что учитель умело, использует все  возможности для развития личности ученика, ее активного, умственного роста, глубоко и осмысленного усвоения знаний,  для формирования  нравственных основ. Поэтому важно уделять внимание самоанализу, как отдельного урока,  так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения.
Компетентности учителя на уроке географии

Определение компетентности Индикаторы компетентности
1.    Целевая Уровень конкретности цели, соотнесение целей и задач урока, уровень формирования познавательного интереса
2.    Содержательная Выделение основных дидактических единиц, дифференцирования содержания, соответствие практической части целям урока и этапам усвоения знаний
3.    Методическая Само - и взаимоконтроль на уроке, соотнесение методов и содержания урока, соотнесение методов и целей урока
4.    Организационная Сотрудничество
5.    Обобщающая Достижение образовательной, воспитательной, развивающей целей урока

Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Наиболее эффективным приемом для создания проблемной ситуации является демонстрационный материал или яркий пример природного феномена. Для учащихся учение целеполагания процесс непростой, поэтому выделяются три уровня реализации данного этапа:
1.    Традиционный уровень, при котором учащиеся принимают цель, объявленную учителем
2.    Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель
3.    Уровень, наиболее соответствующий компетентностному подходу, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель.
Целенаправленная работа дает свои результаты: 80 % учащихся умеют ставить цель собственной образовательной деятельности на уроках географии. На уроках нет равнодушных детей, потому что каждому ученику предоставляется возможность высказать свое мнение  и поставить учебную задачу в соответствии с его собственными способностями и намерениями.
Следующим элементом методической структуры компетентностного урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. В компетентностном уроке самостоятельная работа приобретает качественно новый смысл. Эта работа, спланированная учеником для достижения его образовательной цели, ее можно называть продуктивной, так как результат ее, продукт (знания и умения, способы действий), лично создается учеником.
Одной их форм урочной и внеурочной деятельности школьной географии по реализации компетентностного подхода является работа с книгой (учебник, дополнительная литература), все виды работ с географическими картами, занимательные и интеллектуальные игры, физминутки, экскурсии. Таким образом, ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. Именно поэтому практическая работа как форма организации учебной деятельности выступает необходимым средством познания и определенным этапом формирования географического мышления школьников. С этой целью в стандарте школьного географического образования зафиксирована новая рубрика «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни». Вопросов для обсуждения по использованию приобретённых знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни предостаточно – все текущие события политической и экономической жизни страны и мира, изменения в физической характеристике Земли.  По уровню самостоятельной активности и субъективного опыта при выполнении практических работ можно выделить три группы формирования компетентности у учащихся: низкий уровень, средний и высокий.
Специфика школьной географии состоит в том, что в ходе практического применения знаний и умений происходит овладение методами географического познания, развивается географическое мышление, совершенствуется опыт практической деятельности с различными источниками географической информации. [5]
 Подводя итоги, подчеркну: компетентностный подход, как новация отечественной школьной географии, требует особого внимания со стороны учителя при реализации, составляющей обучения. Ее эффективность обеспечивается активной учительской позицией  и модернизацией всей методической системы обучения географии (целей, содержания, форм, методов и приемов, средств и результатов). В настоящее время реализация компетентностного подхода в школьном образовании стоит в ряду таких комплексных инноваций, как профильное обучение, сетевое сотрудничество. Разработка модели образовательного процесса на основе компетентностного подхода может стать фундаментом серьезной и  многолетней работы педагогического коллектива школы – сложной, но интересной и чрезвычайно актуальной.
Список использованной литературы
1.    «Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года»
2.    Проложенная колея: от компетентного педагога к успешному ученику. А.Р Бейсембаев.
3.    География в школе. Журнал 2009 год № 3.
4.    Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003 год №5.
5.    Школа: Мониторинг качества образования. С.Е Шишов. В.А Кальней.