КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Н.В.Макеева, доцент
Н.В. Ищенко, старший преподаватель
Курганский филиал Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений» (г. Курган)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мақалада кейс-технологиялар арқылы жоғары оқу орнының білім беру процесстерінің қызуреттілік тәсіл ерекшеліктерін қарастырады. «Экономика» және «Менеджмент» бакалаврлардың дайындау бағыттары бойынша бастапқы қызуреттілік тәсіл білімін жетілдіру керек. Кейс-технологиялардың негізгі әдістеріне жалпы мінездеме берілген, олардың шешу жолдарының тәжірибелік мысалдар қарастырылған.

Статья посвящена особенностям реализации компетентностного подхода в образовательном процессе вуза посредством кейс-технологии. Приведены ключевые компетенции, которыми должны обладать бакалавры по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент». Даны общие характеристики основных методов кейс-технологии, рассматриваются практические примеры их реализации.

The article concentrates on the peculiarities of implementation of competency building approach in the educational process of higher educational institution using case-study method. The key competences for Bachelors of Management and Economics are discussed. General characteristics of main case-study methods are given; practice-oriented examples of their implementation are considered.

В России, как и во всём мире, растёт потребность в современных компетентных специалистах экономической направленности. Это предопределяет понимание общественностью необходимости принятия компетентностного подхода как одной из стратегий развития системы экономического образования страны.  Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъект обучения.
Процесс обучения должен обеспечивать будущему специалисту не только фундаментальные теоретические знания, но и широкий спектр практических профессиональных умений и навыков. Таким образом, данный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение решать проблемы,  возникающие в познании и объяснении явлений действительности; при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей; в правовых нормах и в административных структурах; в овладении профессией в вузе; в умении ориентироваться на рынке труда и многое другое.
Формирование профессиональных компетенций, навыков самоорганизации и самоуправления, а также культуры личности с хорошо развитым мышлением становятся реальным требованием времени и могут быть обозначены как цели высшего профессионального образования. Исходя из требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика», в качестве основных целей освоения дисциплины «Линейная алгебра» мы определили: формирование у студентов знаний, необходимых для решения задач, возникающих в практической экономической деятельности.
В результате освоения дисциплины происходит формирование таких компетенций, как способность на основе типовых методик и действующей нормативно – правовой базы рассчитать экономические и социально – экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих объектов, способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии.
При переходе к информационному обществу всё более важным для преподавателя становится приобщение студентов к активной работе над собой для достижения заданного качества подготовки, продуктивной профессиональной деятельности в постоянно меняющихся условиях коммуникации, развития у студентов культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля. Одной из важных форм и методов реализации новых подходов в образовании являются компетентностно - ориентированные технологии обучения, к ним относятся различные методы активного обучения, одним из которых является метод кейс – технологии.
Метод кейс – технологии или метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XXв. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название его произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай. Главная особенность метода — изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики.
Существуют различные обозначения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуации, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс – методе, ситуационных задачах. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При  этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество преподавателя и студента.[10]
При кейс – технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно.  Это позволяет студентам, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
Рассматривают следующие методы кейс – технологии: метод инцидентов, метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, ситуационно – ролевая игра, метод дискуссии и кейс – стадии.
Метод инцидентов: в центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода – поиск информации самим студентом, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Студенты получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...». Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.
Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод): метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. Студенты получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.
Игровое проектирование — процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.
Ситуационно – ролевая игра: в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Деловая  игра – представляет собой воспроизведение реальной производственной ситуации, что позволяет участникам игры экспериментировать, отрабатывать различные профессиональные действия, совершать  ошибки, которые недопустимы в реальной жизни. В процессе деловой игры происходит более интенсивный обмен идеями и информацией, которая побуждает участников к творческому процессу.
Деловые игры задействуют личность участников. Во всех работах, посвященных методу деловой игры, отмечается присущая им эмоциональная насыщенность,  указывается на повышение мотивации обучения, появления интереса к изучаемому предмету.
Проведение деловой игры требует от преподавателя определенных навыков и в частности умения конструирования игровой ситуации в зависимости от содержания учебного материала и его направленности на формирование профессиональных компетенций. Можно выделить следующие факторы, влияющие на качество и результативность игры:
-    Выбор темы, определение целей и задач.
-    Распределение ролей среди участников  с учетом знаний и психологических особенностей студентов.
-    Разработка структурно-логической схемы игры, заданий каждой службе, отделу, подгруппе.
-    Разработка методических рекомендаций для студентов с полным описанием игровой ситуации.
-    Изучение студентами материалов рассматриваемой темы для отработки различных вариантов решений.
-    Разработка системы оценивания результатов, отражающих уровень сформированных компетенций.
Эффективность деловых игр в сравнении с традиционными методами обучения состоит в значительной экономии времени в учебном процессе, более эффективном усвоении  учебной информации, связанной с профессиональной подготовкой специалистов в результате активизации обучаемых,  повышении уровня успеваемости, в возможности получить по результатам оценивания деятельности участников во время деловой игры достаточно полную картину профессиональных и личностных качеств участников, выявить их готовность к профессиональной деятельности.[1]
В качестве примера деловой игры, проводимой в Курганском филиале Академии труда и социальных отношений, можно привести игру «Бизнес-клуб «ЭКМА»» (ЭКономика и МАтематика). [4]
Цель игры: формирование общекультурных и профессиональных компетенций посредством объединения двух наук – математики и экономики.
Аудитория: студенты 1 курса бакалавра менеджмента.
Компетенции, формируемые в ходе игры:  владеет культурой мышления, способен к восприятию, обоб¬щению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8); умеет критически оценивать лич¬ные достоинства и недостатки (ОК-11); способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, перего¬воры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д. (ОК-19); способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);  способен проектировать организаци¬онную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их деле¬гирования (ПК-2); способен эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5).
Продолжительность игры: 1час.
Форма проведения: групповая дискуссия.
Роль преподавателя: руководство процессом, контроль за соблюдением правил игры, помощь в преодолении коммуникативных барьеров, направление дискуссии.
Ход игры:

Этапы «Бизнес – идея» «Финансовое обслуживание» «Кредит»
Содержание Команды представляют презентацию (домашнюю заготовку) своей бизнес – идеи на тему «Если бы у нас был миллион…». Задача студентов грамотно представить проект, выделить его сильные и слабые стороны. Провести необходимые расчеты, доказав прибыльность проекта. Командам предоставляется  информация по некоторым показателям трех банков (активы, чистая прибыль, капитал, вклады физических лиц, вложения в ценные бумаги, кредиты предприятиям и организациям, рентабельность активов, рентабельность капитала)   Командам  необходимо провести анализ показателей и выбрать банк для финансового обслуживания организации, обосновав оптимальность своего выбора.    Предполагается, что для дальнейшего развития бизнеса командам потребовался кредит. Имея информацию по кредитным предложениям трех банков, задача определить необходимую сумму кредита срок кредита и банк с наиболее интересным кредитным предложением.
Формируемые компетенции ОК-7,ОК-11,ОК-19, ПК-2 ОК-5,ОК-6,ОК-8,ПК-5, ПК-8 ОК-5, ОК-6, ОК-8, ПК-5, ПК-8

Следует отметить также, что формирование и развитие компетенций у выпускника не может быть реализовано без регионального компонента. Назначение регионального компонента – это защита и развитие системой образования национальных культур, региональных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, вооружение студентов системой знаний о регионе и их подготовка к жизнедеятельности в его условиях.  В связи с этим немаловажную роль играет в подготовке бакалавров изучение и понимание студентами закономерностей социально-экономического процесса с учетом их специфики в конкретном регионе.[2] Данные принципы отражаются в ходе игры, т.к. команды, проходя все этапы, основываются на социально-экономических показателях и особенностях развития региональной экономики.
В том числе, в ходе данной игры у студентов вырабатываются лидерские и коммуникативные качества, умение организовать дискуссию, обосновать и отстоять свою точку зрения. Для студентов второго и третьего курсов ход игры можно изменить (заменив этапы), к примеру, составлением бизнес-плана своего проекта, выработкой маркетинговой стратегии продвижения товара на региональный рынок.
Профессиональная деятельность специалистов экономического профиля, достаточно многообразна, поэтому применение деловых игр  помогает активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью
Еще одним методом кейс – технологий является метод дискуссии — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Кейс – стадии: этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться студенты. Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.
Цель метода кейс – стадии – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Использование кейс – стадии позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы; помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Принципиально отличается от  традиционных методик: студент равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины; преодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.
Выделяют несколько этапов работы студента с кейсом:
I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
V этап – решение кейса: предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Кейс дает возможность преподавателю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей, так же и в качестве экзаменов или зачетов.
Перед зачетом студент может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы.  Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.[7]
Существует мнение, что данный метод предназначен для гуманитарных  наук.  И он не подойдет к точным наукам. Но мы не согласны, так как кейс – технология позволяет заинтересовать студентов в изучении математики, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.
 Это инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано  высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. А это касается не только гуманитарных дисциплин, но дисциплин естественно – математического цикла.
Рассмотрим применение элементов кейс – технологии на итоговом практическом занятии по теме: «Решение систем линейных уравнений». Студентам предлагается следующая задача: «Инвестор вложил одну четверть своего капитала, равного 60 тыс. руб., в акции А, а оставшуюся часть в акции В. Через один год сумма его капитала увеличилась на 9,75 тыс. руб. Если бы инвестор распределил свой капитал наоборот, то увеличение капитала составляло бы 11,25 тыс. руб.
а)  Найти процентный доход по акциям А (по акциям В) за год;
б)  Найти отношение доходности акций А к доходности акций В;
в) Найти размер капитала инвестора, если бы процентный доход по акциям В не изменился, а по акциям А составил бы за год 15%.
В свободной дискуссии преподаватель задает вопрос: «Как вы думаете, какая здесь основная проблема?» Затем он руководит дискуссией, выслушивая аргументы, за и против и объяснения к ним, и контролируя процесс дискуссии. После участники дискуссии приходят к выводу о составлении системы уравнений. Этот отчет обсуждения (систему уравнений) сдается или в конце дискуссии или по истечении некоторого времени, что позволяет студентам более тщательно проанализировать всю информацию, полученную в ходе дискуссии.[5]
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс - технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью. Ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс – технологий, их подготовки и проведения.

Литература:

1. Абрамов А.М., Грабиленков М.В. Российское образование в XXI веке: новые рубежи. /А.М. Абрамов. М., 2001.
2. Данильченко Ш.А. Межрегиональное экономическое сотрудничество курганской области на рубеже XX и XXI вв.// Формирование компетенций в практике преподавания социально-экономических дисциплин в вузе. Тематический сборник научных трудов/ Редколлегия: Роговая В.Г., Косовских С.В. – Курган, 2013. – С. 143
3. Емелина М.В. Интерактивное обучение в системе методической работы школы [электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/313034.
4. Ищенко Н.В. Деловая игра как один из приемов формирования компетенций бакалавра менеджмента.// Формирование компетенций в практике преподавания социально-экономических дисциплин в вузе. Тематический сборник научных трудов/ Редколлегия: Роговая В.Г., Косовских С.В. – Курган, 2013. – С. 68
5. Макеева Н.В. Использование кейс-технологии при обучении студентов математике в вузе.// Формирование компетенций в практике преподавания социально-экономических дисциплин в вузе. Тематический сборник научных трудов/ Редколлегия: Роговая В.Г., Косовских С.В. – Курган, 2013. – С. 73
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2001.
7. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов.
8. Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по кейс методу обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ.
9. Суворова Н. В.Интерактивное обучение: Новые подходы. / Н. Суворова. М., 2005.
10. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения. Учебно- методическое пособие. – Саратов., изд. Наука, 2004