ИННОВАЦИОННЫЕ ИДЕИ В ПЕДАГОГИКЕ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

А.О. Рудевский, старший преподаватель
Т.А. Талипова, старший преподаватель
Евразийский Инновационный Университет (г. Павлодар)

В данной статье рассматривается ситуация, которая существовала в педагогике на рубеже XIX-XX веков. Дается краткое описание типичных черт всех направлений реформаторской педагогики.

Берілген мақакалада ғасырлардағы педагогиканың жағдайы қарастырылған. Реформаторлық педагогиканың барлық бағытарының ерекшеліктеріне қыскаша сипаттама берілген.

In the given article the situation is esteemed, which existed in pedagogics on the boder of XIX-XX centuries. The brief description of representative features of all directions of reformative pedagogics is given.

В конце XIX в., когда развитые страны вступали в период империализма, им была присуща борьба новых и старых тенденций не только в экономике, но и во всех сферах общественного сознания. В странах с давними демократическими  традициями (Англия, США, Канада, Швеция и др.) процессы общественного самоуправления и образования развивались более быстро, чем в антидемакротических странах (Германия, Китай, Италия, Россия и др.), где закладывались основы создания военно-политических режимов фашистского типа. То была эпоха жестоких противоречий и глубокого разлада во всей мировоззренческой сфере.    
Педагогика жила в сложной многопластовой     атмосфере, в составе которой имелась как  идеология, складывающаяся из мнений, взглядов, традиционных представлений, обычаев, верований и т.д., так и собственно научный компонент. В педагогической теории переплетались друг с другом знания, то есть доказанные и достоверные положения и верования, мнения, т.е. недоказанные, научно недостоверные воззрения (как ложные, так и правильные).
Цель нашего исследования – выявление основных направлений традиционной педагогики и реформаторской педагогики конца XIX- начала XX вв. и определение наиболее важных концепций, в пределах которых работали педагоги данных направлений.  
В мировой школе и педагогике данного периода происходили существенные сдвиги. Этому способствовали многие важные факторы:
•    возрастающий объем знаний, умений, навыков, которые должны были усвоить учащиеся,
•    результаты исследований о природе детства,
•    опыт пилотных учебных заведений.
Значительно увеличивалось число различных педагогических центров (кафедры, лаборатории, научно - исследовательские учреждения). Умножались и усиливались контакты педагогов в национальном и международном масштабе. Именно в данный период были учреждены такие международные педагогические организации как  Лига воспитания и Международное бюро просвещения. В отдельных странах были созданы национальные педагогические объединения: Прогрессивная организация народного образования (США), Общество имени Бине (Франция) и пр.
На рубеже XIX-XX вв. в зарубежной педагогике прослеживаются две основные парадигмы. Одну из них можно определить как "педагогический традиционализм" - продолжение прежней педагогической мысли. Другая - "новое воспитание" или "реформаторская педагогика" - являлась определенной альтернативой такой позиции.
К традиционализму следует, прежде всего, отнести социальную педагогику, религиозную педагогику и педагогику, ориентированную в первую очередь на философское осмысление процесса воспитания и образования. Изучение работ педагогов - традиционалистов позволяет утверждать, что все они, так или иначе, размышляли в русле этих педагогических течений.
Представители социальной педагогики главным источником педагогической науки и практики считали социально-историческое знание. Педагоги многих стран работали в этом направлении (Э. Дюкергейм - Франция, В. Дильтей, П .Наторп, Э. Шпрангер - Германия, Б. Рассел, М Макмиллан, С. Айзекс - Англия, Р. Зейдель - Швейцария и др.)
Изучение работ представителей социальной педагогики позволяет сделать вывод, что основными направлениями их деятельности были:
•    концепция "стадий цивилизации и "коллективных представлений";
•    концепция "переживания";
•    концепция "мыслительной деятельности";
•    концепция различных типов личности;
     Педагогов религиозного направления можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся мыслители, склонные к той или иной религиозной конфессии, ко второй - стоящие вне    определенной религиозной идеологии.
В первую группу, в первую очередь, должны быть включены представители неотомизма: Ф. Брюнетьер, Э. Бутру, Ж. Маритен (Франция), Ф.В. Ферстер (Германия), Р. Хатчинз, М. Адлер (США).
Педагоги - неотомисты пытались синтезировать веру и педагогическую науку. Они сравнивали педагогическую науку с дорогой, движение по которой предопределенно свыше и которое можно ускорить теми  или иными способами воспитания и обучения.
Рудолф Штайнер (1861-1925) принадлежал ко второй группе педагогов религиозного направления, стоящих вне определенной религиозной идеологии. Его мистико-антропологическая концепция пронизана антиконфессиальным духом.
Другой представитель второй группы Альфред Норт Уайтхед (1861 - 1947), считал, что воспитание должно дать, прежде всего, идею Бога. Он писал: "Сущность воспитания в том, чтобы оно было религиозным. Что же такое на самом деле религиозное воспитание? Это воспитание прививает долг и благоговение." [2]
На основе краткого обзора взглядов педагогов религиозного направления, можно сделать вывод,     что все они     работали в русле следующих концепций:
•    христианское человеколюбие;
•    "дисциплина и послушание";
•    "встреча" личности с окружающим миром;
•    социально - эстетическое развитие личности;
•    "теория ритмического умственного роста"
Во    всех концепциях на первое место ставилась идея Бога вообще или Бога определенной религиозной конфессии.
В начале ХХ в. новая теоретическая база деятельности была выработана т.н. реформаторской педагогике («новым воспитанием»).
Педагоги-реформаторы предложили  ряд педагогических концепций и идей:
•    экспериментальной педагогики - А. Лай, Э. Мейман (Германия), А. Бине (Франция), О. Декроли (Бельгия), П. Бове и Э. Клапоред (Швейцария), Э. Торндайк, У. Килпатрик (США) и др.;
•    прагматической педагогики - Джон Дьюи, Э. Паркхерст, У. Килпатрик, Е.Коллинс (США);
•    педагогики личности - Э. Вебер, Г. Гаудиг, Ф. Гансберг, Г. Шаррельман (Германия);
•    функциональной педагогики - Э. Клапаред, А. Ферьер, С. Френе
Основными принципами, применяемыми в работе педагогами - реформаторами, были:
•    принцип развития личности на основе врожденных способностей;
•    принцип саморазвития;
•    принцип спонтанного развития.
Возникнув и развиваясь в процессе пересмотра традиционных педагогических установок в пользу обогащения содержания и активизации учебного процесса, реформаторская педагогика служила важным обоснованием обновления школьного образования в первой половине ХХ столетия.

Список литературы:
1.    История педагогики: Учебник для студентов пед. инст-в / Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвящение, 1982.
2.    Джуринский     А.Н.  История зарубежной  педагогики.    - М.: Издательская группа «Форум» - «ИНФРА – М», 1998.
3.    Экспериментальные учебно - воспитательные учереждения Западной Европы и США / Под ред. Пискунова А.И., Джуринского А.Н. - М.: "Прометей МГПИ им. В.И.Ленина, 1989.
4.    Романов  А.А. Опытно - экспериментальная педагогика первой трети двадцатого века. -     М., 1997.
5.    Очерки по истории педагогических учений. В.В.Успенский, И.И.Лапшин, П.Г.Мижуев. М. - 1912.