ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ С УЧЕТОМ АКТУАЛИЗИРОВАННОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

О.М. Питюкова, учитель истории и обществознания
АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа» (г. Павлодар)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В данной статье раскрываются возможности индивидуализации обучения с учетом актуализированного стиля мышления учащихся. Данный подход, а также выстраивание индивидуальной образовательной траектории с учетом всех возможных аспектов индивидуализации, позволит сделать процесс обучения и преподавания эффективным в достижении целей формирования ключевых компетенций учащихся.

Мақалада оқушылардағы ойлаудың көкейтесті стилін ескере отырып, жекелей оқытудың мүмкіншіліктері қарастырылады. Сондай-ақ жекелей оқытудың мүмкіндік аспектілерін ескере отырып, жекеленген білім траекториясын құру, оқыту үрдісін жоспарлау және оқушылардың бойына негізгі құзыреттіліктерді қалыптастыру мақсатындағы тиімді оқыту жүйесі ұсынылады.
The article reveals possibilities of individual style learning taking into account learners’ thinking innovative type. The current approach, and also formation of individual educational route taking into account all possible aspects of individual learning allow to make the learning process and teaching rather effective while achieving the aims of formation of key awareness amid learners.

Вопросы «Как обучать всех по-разному?», «Как учесть особенности детей в учебе?», «Как в ходе урока помочь каждому ребенку усвоить тему успешно?», «Как раскрыть потенциал ребенка, помочь ему реализовать свои способности?», и, наконец, «Как работать так, чтобы детям вокруг было радостно от взаимодействия со мной и моим предметом?» – волнуют каждого учителя, который стремится работать эффективно и осознанно.
В современной педагогике существуют различные варианты индивидуализации обучения. Наиболее распространенные подходы к индивидуализации основываются на учете выраженных способностей и уровне общего интеллектуального развития. Общим из всех подходов можно назвать понимание необходимости не только учитывать индивидуальные особенности каждого, но и в условиях массовости обучения способствовать развитию индивидуальности и гармоничному развитию и саморазвитию каждого ребенка. Теоретиком личностного подхода в обучении признан известный психолог С.Л. Рубинштейн. Исследовали индивидуально-личностный подход в обучении Ш.А. Амонашвили[1], И.С. Якиманская[2], А.В. Хуторской[3], И.Унт[4], В.П. Беспалько[5], Н.И. Алексеев[6] и другие.
Инге Унт разносторонне рассматривает процесс индивидуализации обучения. Она выделяет целями индивидуализации не только совершенствование знаний, умений и навыков учащихся, формирование и развитие учебных умений и креативности. Целями индивидуализации также определяются улучшение учебной мотивации, развитие познавательные интересов, сохранение и развитие индивидуальности ребенка. И. Унт классифицирует существующие варианты индивидуализации, разделяя их на три группы:
1.    Дифференциация обучения (деление учащихся на группы на основе их отдельных способностей; создание гомогенных групп).
2.    Внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация учебной работы.
3.    Прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе.
Целый ряд работ по технологии личностно-ориентированного обучения написан И.С. Якиманской. Под личностно-ориентированным образованием она определяет «образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности»[7]. Значимыми при реализации индивидуального подхода в обучении И.С. Якиманская определяет следующие моменты, которые должен учитывать преподаватель:
1.    Конструирование учебного материала с учетом субъектного опыта предшествующего обучения ученика;
2.    Организация учебного материала, которая подразумевает возможность выбора учеником определенных заданий для выполнения из предложенным учителем;
3.    Активное стимулирование учителем ребенка к самоценной образовательной деятельности с целью обеспечения ему возможности развития саморегуляции (когнитивной, мотивационной, эмоциональной и социальной);
4.    Стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
5.    Обеспечение контроля и оценки не только результата, но и процесса учения.
Очень интересной идеей индивидуализации обучения является теория множественности интеллекта Г. Гарднера. Действительно, на сегодняшний момент, при том, что мы признаем, что способности могут быть очень разные у ребенка, современная школа больше обращает внимание и оценивает, а значит, преимущественно развивает только два типа способностей – вербально-лингвистические (причем преимущественно в письменной форме) и логико-математические. Гарднер же утверждает, что каждый из нас обладает, по меньшей мере, восемью типами интеллекта, выраженными в разной степени:
1.    Вербально-лингвистический
2.    Логико-математический
3.    Визуально-пространственный
4.    Моторно-двигательный
5.    Музыкально-ритмический
6.    Натуралистический
7.    Внутриличностный
8.    Межличностный
Согласно Г. Гарднеру, для реализации действительно индивидуально-личностного подхода в обучении школа должна признавать все типы интеллекта одинаково значимыми и предоставлять ему возможности для проявления и развития каждого из них. Каким образом? Это может быть групповой или индивидуальный проект, работа в школьных центрах, спланированное особым способом изучение программной темы. В любом случае, главное в данном подходе – дать ребенку возможность познавать учебный материал тем путем и способом, который ему наиболее близок, удобен, комфортен. Данный подход применяется учителями-практиками в США, также находит свое отражение в российских[8] и казахстанских публикациях, в частности, в Программе уровневых курсов повышения квалификации учителей РК[9].
Работы А.В. Хуторского помогают еще глубже понять суть личностно-ориентированного подхода в обучении. Это, прежде всего, работа со смыслами – «никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации личностно-значимых образовательных процессов»[10]. Таким образом, при индивидуальном подходе обучения во главу угла нужно ставить личностный смысл ученика. И основной смысл индивидуализации обучения – в приобретении учащимися образования в личностно-значимой области и создании учеником своих личностно-значимых продуктов (внутренних – его личностных познавательных, творческих, оргдеятельностных качеств; и внешних – результатов его деятельности – сочинений, проектов, гипотез и т.д.). Такой подход к индивидуализации обучения ставит вопрос необходимости диагностики, и даже исследования личности ученика, с которым мы работаем.
Согласно такому подходу необходимо (после исследования личности ребенка) предоставить ему индивидуальную образовательную траекторию, в которой будут реализованы следующие принципы:
1.    Принцип личностного целеполагания. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей.
2.    Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории: Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.
3.    Принцип метапредметных основ содержания образования: Основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками.
4.    Принцип продуктивности обучения: Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.
5.    Принцип первичности образовательной продукции учащегося: Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.
6.    Принцип ситуативности обучения: Образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и личный поиск их решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.
7.    Принцип образовательной рефлексии: Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.
Следующим эффективным подходом к индивидуализации обучения является, на мой взгляд, Теория стилей познания и циклов обучения Дэвида Колба. Она исходит из того, что при получении человеком информации он обращает внимание и усваивает одни виды информации в большей степени, чем другие. Помимо прочего, при попытках осознания и использования этой информации люди реагируют на нее по-разному[11].
Английские психологи П.Хоней и А.Мамфорд в своем исследовании базировались на теории Дэвида Колба и выделили четыре стиля обучения: «активисты», «мыслители», «теоретики» и «прагматики»[12]. Каждому из них присущи свои сильные и слабые стороны, свои особенности поведения, требования к процессу обучения и к другим его участникам.
Можно отразить особенности стилей обучения в таблице.

Таблица 1- Особенности обучения с учетом актуализированного стиля мышления

  Активисты Мыслители Теоретики Прагматики
Ориентация на стадию цикла обучения Личный опыт Осмысление и размышление Формулирование правил и теорий  Практическое применение
Особенности поведения - Предпочитают познавать новое в процессе работы и методом проб и ошибок
- Самостоятель-ны и активны
- Немедленно погружаются в новую деятельность
- Общительны, любят решать проблемы в группе
-Полны энтузиазма, не консервативны и не склонны к скептицизму
- Получают удовольствие от решения задач, требующих максимального напряжения
-Часто не хватает терпения заниматься работой, связанной с реализацией и закреплением знаний и навыков
- Сначала размышляют, затем действуют
- Предпочитают находить собственное решение
- Любят отстраниться от ситуации, обдумать свой опыт
- Уделяют большое внимание сбору и анализу информации
- Действуют в широком контексте, включающем прошлое и настоящее
- Стараются быть незаметными и создают вокруг себя атмосферу спокойствия и терпимости
- Девиз: «Семь раз отмерь, один отрежь»
    - Решают проблемы шаг за шагом
- Объединяют разрозненные факты в стройную теорию
- Любят анализировать
- Ценят рациональность и логику
- Склонны к системному мышлению
 - Стремятся к совершенству
 - Решают проблемы на основе формальной логики, последовательно и планомерно по схеме «от простого к сложному»
- Стараются совместить новые теории с тем, что им уже известно
- Не доверяют интуиции
- Стремятся найти практические решения, быстро все попробовать и перейти к действиям
- Любят испытывать новые теории на практике
- Предпочитают принимать конкретные шаги для решения реальных задач
- Любят добиваться успеха
- Действуют быстро и уверенно
- Постоянно ищут новые идеи и реализуют их при первой возможности
- Стремятся быстро воплощать в жизнь полученные знания и навыки
- Рассматривают новые проблемы и трудности как вызов
Требования к процессу обучения  - Свобода выбора приоритетов и идей
- Широкий диапазон задач и возможностей
- Возможность руководить или организовывать деятельность других людей
- Отсутствие «скучных» и многочасовых лекций
     - Отведение достаточного времени для размышлений
- Возможность работать в собственном темпе, без жестких сроков
- Выполнение трудоемких исследований
- Сбор и анализ информации
-Самостоятель-ная и длительная подготовка
   - Ясность целей и задач
- Структурирован-
ность программы
- Логичность и последовательность изложения материала
- Интеллектуаль-ное напряжение
- Достаточное количество времени для размышлений
- Хорошие инструкции
 - Возможность практического применения
- Практическая польза
- Программа обучения предусматрива-ет проведение экспериментов, практических заданий и консультаций с квалифицированными практикующими специалистами
- Четкие указания
- Очевидный эффект от обучения
Требования к другим участникам обучения     - Свобода дискуссий
- Приятная атмосфера
- Признание лидерства
- Генерация идей
  - Отсутствие давления и спешки
- Толерантность к различным мнениям и взглядам
- Обеспечение автономии
- Признание «экспертной» позиции
  - Отсутствие давления
- Высокий интеллектуальный уровень
- Приоритет объективности и логики
- Отсутствие долгих теоретических дискуссий и лекций
- Быстрое принятие решений
- Генерация идей

Согласно теории Д.Колба, оптимальным вариантом процесса обучения с учетом всех стилей познания является построение занятия через цикл следующих этапов:
1.    Получение непосредственного опыта.
2.    Наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал.
3.    Осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение.
4.    Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.
Таким образом, можно предложить следующий алгоритм решения проблемы индивидуализации обучения с учетом стиля актуализированного мышления:
1.    Диагностика учащихся с помощью опросников Д. Колба, а также П.Хоней и А.Мамфорда на предмет определения стиля актуализированного мышления;
2.    Планирование уроков с обязательным включением этапов, предусмотренных в цикле Д. Колба;
3.    В начале урока обязательным моментом в ходе целеполагания предоставлять учащимся возможность сформулировать собственную цель на урок;
4.    При составлении критериев оценивания работ учащихся акцент делать на образовательное приращение результатов ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности;
5.    Широко использовать техники и приемы технологии критического мышления при планировании урока для создания коллаборативной и исследовательской среды обучения;
6.    Проводить рефлексию в конце каждого урока, уточнив в нем базовые вопросы к рефлексии, исходя из охвата учащихся всех типов актуализируемого мышления;
7.    Учитывать при оценивании, особенно формативном, стили актуализированного мышления учащихся.
Подытожить хочется цитатой из работы В.В.Гузеева: «Ясно, что разнообразие класса велико. Принцип требует, чтобы «разнообразие» учителя было не ниже»[13]. А чтобы оно было не ниже, учителю необходимо обучаться в течение всей своей профессиональной деятельности, стараться уходить от штампов в работе, а также основой своего профессионального роста ставить непрерывную педагогическую рефлексию.

Литература:

1.    Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М.; Воронеж,1998.
2.    Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. - М., 1996.
3.    Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. - М.: Владос, 2005.
4.    Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990.
5.    Беспалько В.П. Персонифицированное образование// Педагогика. 1998. №2, стр. 12
6.    Алексеев Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997.
7.    Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования.// Директор школы. Спецвыпуск №7, 2000.
8.    Чошанов М. ТМИ – теория множественного интеллекта.//Директор школы, 2000, №3.
9.    АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы». Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, 2012.
10.     Хуторской А.В. Современная дидактика. – Питер, 2001.
11.    Дэвид А. Уэттен. «Определение своего стиля познания». [онлайн на www.elitarium.ru].
12.    Опросник стилей познания (LSI, Д.Колб). [ онлайн на www.brainmob].
13.    Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М. 1996.