ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАКАЛАВРОВ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

А. А. Огнев, канд. биол. наук, доцент,
Курганский филиал Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений» (г. Курган)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бұл мақалада автор болашақ мамандығына кәсіби-қолданбалы көтерілуі мақсатымен, дене шынықтыру оқыту тәжірибеде жеке-бағытталған тәсіл студенттерге құзыреттілік қалыптасуының ерекшеліктері және құралдар қарастырылады.

В данной статье автор рассматривает особенности и средства формирования компетенций, личностно-ориентированного подхода к студентам в практике преподавания физической культуры с целью повышения их профессионально-прикладной подготовленности к будущей деятельности

The article concentrates on peculiarities and methods of competency building, person-centered approach in the practice of physical training teaching aimed at improving their professional and applied preparedness for future profession.

В практике преподавания физической культуры с 2011г. в России, как известно, реализуется новый Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) третьего поколения. Для занятий по дисциплине «Физическая культура» выделено 400 академических часов, из них 360 часов - на практические занятия. Новая примерная программа определяет содержание и требования стандарта к преподаванию. При этом допускается в каждом вузе корректировка содержания этой дисциплины с учетом региональных, климатических, социо-культурных факторов, материально-технических условий и особенностей подготовки профессиональных кадров. В структуре гуманитарной составляющей этого стандарта физической культуре отведена значимая роль.
Гуманитаризация образования рассматривается как процесс формирования человека, гармоничного сочетания знаний и творческих действий. Общая культура, в том числе и физическая, помогает будущему специалисту обрести личностные, смысловые и духовные ценности, выбрать из потока информации знания, необходимые для конструирования собственной жизни. Динамичная конъюнктура рынка труда требует от выпускника ВУЗа компетентности как в решении жизненных проблем и самореализации личности, так и в сфере профессиональной мобильности.
Физическая культура бакалавров представляет собой неразрывную составную часть высшего гуманитарного образования. Она выступает качественной мерой комплексного воздействия различных форм, средств и методов физической культуры на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности.
Вместе с тем исследования многих ученых, практика преподавания физической культуры в высших учебных заведениях свидетельствуют о закономерной  тенденции к ухудшению здоровья студентов. У большинства студентов не  сформирована потребность заботиться о своем здоровье и как следствие этого - безразличное отношение студентов к обязательным занятиям по дисциплине физическая культура.
Реализация потенциала личности тесно связана с состоянием здоровья человека, его работоспособностью. Поэтому уровень развития физических кондиций, культура здоровья, формирование таких личностных качеств как стремление к сохранению и укреплению собственного здоровья, представление о здоровье как ценности, ведение здорового образа жизни, ответственность за собственное здоровье – важные составляющие личности будущего специалиста. Здоровье человека в настоящее время становится в прямом смысле богатством, а его потеря - наиболее существенной угрозой жизни.
Содержание физической культуры бакалавра, стратегия приоритетных направлений её развития подвержены активному влиянию социально - экономических факторов. Государственная политика в области высшего образования определяет социальный заказ на будущего специалиста и степень его физической готовности. Существенным недостатком содержания физической культуры студенческой молодёжи прошлых лет являлся её несомненный консерватизм, унитарность и выраженная деперсонализация (неспособность человека к личностному самовыражению в отношениях с другими людьми). Поэтому на современном этапе перехода ВУЗов Российской Федерации, на многоуровневую систему образования остро встала проблема поиска новых нетрадиционных подходов, позволяющих повысить эффективность занятий по этой дисциплине.
Активные и систематические занятия физкультурно-спортивной деятельностью помогают студенту улучшить своё физическое состояние и подготовленность, физически совершенствоваться. Результатом этого процесса является повышение индивидуальной физической культуры каждого бакалавра, его духовности, уровня развития профессионально значимых способностей.
Закон Российской Федерации «Об образовании» предоставляет широкие возможности для переосмысления ценностей физической культуры студентов, в новом спектре осветить её образовательные, воспитательные и оздоровительные функции. Этот закон определяет содержание физической культуры студентов как самостоятельной сферы деятельности в федеральном социокультурном пространстве, выделяя при этом её образовательные приоритеты.
С этих позиций компетентность современного специалиста предполагает:
- высокий уровень знаний и информационных технологий, используемых в профессиональном труде, возможность профессионального роста, смену профиля работы;
- умение видеть, анализировать и находить пути решения проблем;
- способность брать на себя ответственность и принимать решения;
- умение вести совместную деятельность.
Вместе с тем помимо глубоких профессиональных знаний по избранной специальности такой специалист должен обладать:
- высокими физическими кондициями;
- работоспособностью, личной физической культурой;
- умениями и опытом по сохранению и укреплению индивидуального здоровья, саморазвитию, построению здорового стиля жизни и овладению ценностями физической культуры;
- духовностью, неформальными лидерскими качествами.
Он должен не бояться конкуренции, уметь принимать самостоятельные решения, т.е., быть творчески мыслящей, активной и высоконравственной личностью. В настоящее время в стратегии развития физической культуры студентов наметилась новая тенденция, выражающаяся в отходе от унитарной концепции к последовательной гуманизации педагогического процесса, что является гарантом формирования специалиста новой формации.
Структура физической культуры бакалавров включает три относительно самостоятельных блока: физическое воспитание, студенческий спорт и активный досуг. Для деятельности студентов в сфере физического воспитания приоритетными являются образовательные аспекты.
Физическая культура в ВУЗе призвана выполнять следующие социальные функции:
- оздоровительно-развивающую, обеспечивающую достижение необходимого уровня физического развития, подготовку студента к профессиональной деятельности;
- организационную, характеризующую возможности объединения молодёжи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;
- творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально – личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;
- ценностно-ориентационную, с помощью которой формируются профессионально - и личностно-ценностные ориентации. Их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя и т.п.;
- социализирующую, которая позволяет включить индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта и формировать социально ценные качества студента.
Изучение социальных функций физкультуры в ВУЗе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для ВУЗов в соответствии с государственным стандартом.
Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности студента как результата социокультурного процесса его физического и духовного развития, обеспечивающей реализацию объективной потребности бакалавров в освоении системы специальных знаний, в приобретении профессионально значимых умений и навыков.
Чтобы достичь цели физического воспитания – сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:
- осознание студентами социокультурной роли физической культуры в развитии личности и в процессе подготовки её к профессиональной деятельности;
- знание научных теоретических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
- формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; установки на здоровый образ и стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание;
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья и психического благополучия, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности;
- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности студентов к будущей профессии;
- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
В соответствии с новым Федеральным Государственным образовательным стандартом ВПО процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурной компетенции – ОК-17: владеть методами физического самовоспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины «Физическая культура» студенты должны демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
- гуманистическую и гуманитарную роль физической культуры в социокультурном и профессионально-личностном развитии выпускника высшей школы;
- научные теоретические и практические основы физической культуры и здорового образа жизни;
- методику составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности;
- методику проведения производственной гимнастики с учётом условий и характера труда.
Уметь:
- творчески применять средства физической культуры для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни;
- самостоятельно применять методики и средства индивидуального подхода для направленного развития отдельных физических качеств и укрепления здоровья;
- творчески использовать физкультурно-спортивную деятельность для обеспечения должного уровня физической подготовленности и достижения жизненных и профессиональных целей.
Владеть:
- методикой выбора эффективных жизненно важных умений и навыков (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.) в целях сохранения и укрепления здоровья, физического развития и подготовленности к профессиональной деятельности, регулирования индивидуальной двигательной активности;
- методами и способами самопознания, диагностики и тестирования развития индивидуальных физических, психических и функциональных проявлений личности в физическом самосовершенствовании.
Формирование рассмотренных компетенций осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности.
Теоретический материал, который мы преподносим в лекционном курсе, формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре.
В этой связи лекционный курс включает следующие темы:
- физическая культура и ее роль в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
- социально-биологические основы физической культуры;
- основы здорового образа и стиля жизни студентов;
- психофизиологические основы влияния физической культуры на работоспособность и эффективность труда студентов;
- методические основы физической, спортивной и профессионально-прикладной подготовки в системе физического воспитания;
- основы самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом.
Эти знания необходимы для понимания региональных, климатических, социокультурных факторов, материально-технических условий функционирования физической культуры общества и личности, для творческого использования их в целях профессионально-личностного развития, самосовершенствования, для организации здорового стиля жизни. выполнения учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.
Теоретический материал доводится до студентов не только в виде лекций. Некоторые теоретические вопросы мы включаем непосредственно в проведение практических занятий, где часть времени уделяется освоению теоретического материала, а другая часть – его практическому закреплению. В таких случаях занятия имеют форму лекционно – практических занятий.
Важными средствами углубления теоретических знаний также являются написание рефератов, подготовка докладов под непосредственным руководством преподавателя, поэтому в рабочих программах предусмотрен широкий спектр тем по оздоровительной, культурно-воспитательной, спортивной тематике; студенты принимают активное участие в ежегодных студенческих научных конференциях, в проведении круглых столов и т.д. По медицинской (для спецгрупп) тематике подбор тем осуществляется индивидуально с учетом характера заболевания и возможностями профилактики средствами физической культуры
Умения и навыки приобретаются на практических занятиях, которые включают три блока: методико-практический, учебно-тренировочный и контрольный.
Занятия методико-практического характера обеспечивают овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.
Примерная тематика занятий включает:
- методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;
- методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;
- основы методики самомассажа;
- методику корригирующей гимнастики для глаз;
- овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения;
- методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесённые с содержанием соответствующей тематики лекций.
С целью закрепления и совершенствования этих методов необходимо их многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.
Занятия учебно-тренировочной направленности помогают приобрести умения и опыт в применении средств физической культуры в профессионально-прикладной физической подготовке, в индивидуальной и коллективной физкультурно – спортивной деятельности. Студенты получают навыки регулирования своей двигательной активности, поддержания необходимого уровня физических кондиций в период обучения, учатся контролировать, корректировать и совершенствовать свое индивидуальное состояние и физическое развитие, использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма и т.д.
Результатом этих занятий является активизация познавательной деятельности студентов в области физической культуры, повышение их социально-творческой активности.
В целях контроля мы используем методики комплексной оценки функционального состояния (сердечно-сосудистой и дыхательной систем), физического развития и физической работоспособности, определения адаптационного потенциала студентов. Адаптивные возможности организма – это одно из основных его свойств, это запас функциональных резервов, которые расходуясь поддерживают взаимодействие между организмом и средой (Р.Баевский, А.П.Берсенева, 1997). Помогаем студентам освоить практические тесты для самоконтроля здоровья, научить измерениям, расчетам и оценке индивидуальных достижений, отслеживаем эти показатели в мониторинге. В результате мы получаем оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов.
Только такой личностно-ориентированный подход к студентам, выбор рационального, индивидуально дозированного оздоровительно- тренировочного двигательного режима может сформировать мотивацию к занятиям физической культурой, необходимый уровень их компетентности, формирование полноценной личности бакалавра

Литература:

1 Виленский М.Я., А.Г.Горшков. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. – М.: КНОРУС, 2012. – 240с
2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Учебник, изд.3-е. - Ростов на/д.: Феникс, 2008. - 82с.
3. Кикоть В.Я., Барчуков И.С.Физическая культура и физическая подготовка. Учебник. - М.: 2010
4. Физическая культура: учебник /под редакцией М.Я.Виленского. – М.:КНОРУС, 2012. – 424с.