СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Мищенко В.Ф., студентка 3 курса
Кузбасской государственной педагогической академии, факультет психологии образования (г. Новокузнецк)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье рассматривается вопрос: использования одного из элементов системы образования в Кузбасской государственной педагогической академии, такого как - содержание дисциплины «Поликультурное образование», которое отвечает современным требованиям и разработано с учетом спроса рынка образовательных услуг на основе Федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по направлению подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, квалификация (степень) «бакалавр».

The article deals with the question of using one of the elements of the education system in the Kuzbass State Pedagogical Academy , such as - the content of the discipline " Multicultural Education" , which meets modern requirements and designed to meet the demand of the market of educational services on the basis of the federal state educational standards of higher education in the direction preparation: 050400 Psychological and Pedagogical Education , educational Psychology profile , qualification ( degree) "bachelor" .

Одной из приоритетных проблем образования, стоящих перед мировой цивилизацией, является поликультурное образование. Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в условиях глобализации современного мира обрело особую актуальность: с одной стороны, необходимо сохранить своеобразие этнокультур, а с другой, предусмотреть их взаимовлияние на процессы глобализации, интеграции и интернационализации.
Поликультурность социального пространства, в котором развивается жизнедеятельность человека, является одним из системообразующих начал современных цивилизаций. Развитие поликультурного образования занимает центральное место в образовательной практике многих стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, этнических и конфессиональных групп.
Разрешение этой проблемы актуально в процессе модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации, при подготовке подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в обновленном мире. В современной России также существенно изменились требования к результатам обучения и воспитания, возникла необходимость воспитания у подрастающего поколения готовности к жизни в открытом обществе и формирования навыков межкультурного диалога.
Значимость указанных процессов соответствует целям и задачам, представленным в приоритетных программных документах развития отечественного образования: «Национальная доктрина образования на период до 2025 г.», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где обращается внимание на «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов»; на «формирование культуры мира и межличностных отношений»; на «развитие культуры межэтнических отношений» [7, 8].
Возрастание роли образования в процессе духовного воспроизводства нации связано с наличием социокультурного потенциала, способного обеспечить интеграцию социума на основе традиционных ценностей и выработку новой системы ценностей как основы качественного преобразования общества.
Для трансформирующейся современной России культуротворческая функция образования должна играть ведущую роль. Поиск духовных оснований, способных интегрировать российский социум становится настоятельной необходимостью. Именно возможности образования сохранять специфику отечественной культуры позволяют рассматривать его в качестве важнейшего условия духовной безопасности российского общества [9].
Нельзя не согласиться с тем, что без духовной самобытности народ не сможет существовать в общемировой семье культур и цивилизаций, и, в конечном счете, его экономические и геополитические позиции существенно ослабнут. Именно в этом заключается понимание взаимосвязи места России в мировом сообществе и государственной политики в сфере образования, к осознанию и решению актуальных проблем современности [12].
Россия была и остается многонациональным государством, поликультурное пространство образования которого является объективной реальностью. Синтез ценностей разных народов, этносов, культур, цивилизаций, религий в настоящее время осуществляется в основном с помощью современных средств массовых коммуникаций, массовой культуры, продуктов массового производства и масс-медиа.
Вследствие этого, культурное самоопределение индивида в таком обществе представляет собой процесс создания и реализации системы собственных представлений о культурном пространстве, о своем месте в нем. Решение этой задачи требует актуализации поликультурного образования, основной целью которого становится сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в обществе.
За рубежом поликультурный подход в образовании предполагает культурное воспитание всех, включая представителей большинства, в духе взаимности, принятия и признания культурных различий. Такой подход «выходит за рамки единого решения школьных проблем, поскольку оно представляет собой педагогику человеческих отношений, нацеленную на развитие личности, когда каждый принимается таким, каков он есть, всеми остальными членами общества» [10]. Поэтому, кроме признания и принятия национальных культурных различий, здесь речь идет и о людях с физическими недостатками, и о единоверцах, и о людях с низким социо-экономическим статусом.
Современная отечественная педагогика при использовании концепции поликультурного образования опирается на понимание возможности мирного, разумного и плодотворного сосуществования разных этносов, народов, наций только на основе диалога культур. Один из сторонников диалога, полифонии в культуре М. М. Бахтин отмечал, что человек никогда не найдет всей полноты только в себе самом [5]. Развивая эту мысль, он воспринимает человека как уникальный мир культуры.
Стройную структуру философские идеи диалогичности бытия обрели в личностно ориентированных педагогических технологиях (В.С.Библер «Школа диалога культур»). Представители этого направления рассматривают диалог как определенную коммуникативную среду, заключающую в себе механизм становления и самообоснования личности в условиях множественности культур [17]. Развитие личности в этом случае является своеобразной интериоризацией диалога, ведь сформулировать свою точку зрения невозможно, не воспроизведя в ней иные способы понимания. Разработанная программа школы диалога культур стремится воссоздать культурно-исторические традиции, в том числе и традиции собственного народа.
О.В.Акулова, А.Г.Бермус, В.С.Библер, А.А.Деркач, В.И.Матис, В.Е.Семенов, Л.Л.Супрунова определяют целью поликультурного образования в нашей стране на современном этапе как формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований [1, 2, 3, 4, 11, 13, 14, 16].
Достижению обозначенной цели и решению задач поликультурного образования будет способствовать разработка и реализация соответствующей концепции. В качестве такого концептуального подхода в настоящее время выступает концепция глобального образования, которую можно определить как одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающееся на необходимости подготовки человека к жизни в условиях быстро меняющегося, все более взаимосвязанного мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов [12,15].
В основе данной концепции лежит философия глобальных проблем, задача которой состоит, прежде всего, в том, чтобы выработать средство для преодоления существующих конфликтов и противостояния всем формам экстремизма. Не менее важной задачей является выявление во всех имеющихся социальных, политических, национальных и религиозных доктринах некоего общего и взаимосогласующегося, что позволило бы определить универсально приемлемые и взаимосогласующиеся цели, ценности, моральные принципы для всего мирового сообщества.
Одной из основных частей глобального образования является концепция поликультурного образования.
Актуальность и перспективы поликультурного образования раскрывают необходимость целенаправленного введения в образовательный процесс соответствующих дисциплин и разрешения на их содержании одной из глобальных проблем современного обновленного общества. Подготовку обучающихся к пониманию других культур, к признанию окружающего разнообразия обеспечивает система поликультурного образования, включающая обновленные цели, задачи, содержание, управление, организацию, систематизацию и отслеживание результатов. Поликультурное образование, как система, представляет собой общее направление по достижению желаемого результата посредством межпредметной интеграции предметов, гуманитаризации образования [14]. В рамках гуманитарных дисциплин преподаватели обращаются к морально-нравственному и гражданскому аспекту, воспитанию «гражданина мира», человека широких взглядов, толерантного и гуманного.
Одним из элементов такой системы образования в Кузбасской государственной педагогической академии является содержание дисциплины «Поликультурное образование», которое отвечает современным требованиям и разработано с учетом спроса рынка образовательных услуг на основе Федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по направлению подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, квалификация (степень) «бакалавр».
Обозначенное направление подготовки имеет выраженные профессиональные, гуманистические и аксиологические аспекты и заключается в подготовке бакалавров для дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования и культурно-просветительских организаций, деятельность которых не противоречит закону. Цель дисциплины: формирование у студентов общекультурных, общепрофессиональных компетенций и толерантного сознания в процессе освоения теоретических основ поликультурного образования, изучение проблем образования и воспитания детей в полиэтническом обществе на основе концепции поликультурного образования [6].
 Задачи дисциплины:
-    расширять знания студентов об этнической и культурной грамотности;
-    формировать у студентов этнокультурную компетентность, осмысление сущности поликультурного образования и его ценностных характеристик;
-    содействовать осознанию взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, их социальной значимости как основы педагогической и культурной деятельности;
-    способствовать профессиональному становлению педагога и формированию профессиональной компетентности;
-    способствовать осмыслению студентами сложности развития интегративных процессов поликультурного образования;
-    формировать положительное отношение к поликультурному образованию.
Дисциплина «Поликультурное образование» является составной частью обучающего модуля 1 «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», направленного на формирование предметной компетентности будущих бакалавров. «Поликультурное образование» включает следующее содержание: Поликультурное образование как область педагогической науки. Поликультурное образование как культурное многообразие человечества в условиях глобализации образования. Поликультурное образование: отечественные и зарубежные концепции и программы. Проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. Человек и культура, взаимообусловленность понятий поликультурного образования. Субкультура как средство самовыражения личности. Воспитательный потенциал поликультурного образования в современной российской школе. Смысл человеческого бытия и ценности поликультурного образования. Поликультурное образование как всеобщая форма развития личности и общества.
Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы – 72 часа, лекций – 18 часов, семинарских занятий – 18 часов, самостоятельная работа – 33 часа, формой итогового контроля знаний студентов является зачет. Реализуется содержание курса «Поликультурное образование» на лекционно-семинарских занятиях при интеграции теоретических и практических навыков студентов. Интерактивные формы проведения лекций: проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-презентация, бинарная лекция, лекция с запланированными ошибками, лекция-презентация, лекция-рассуждение, лекция-дискуссия, лекция-телемост, лекция-конференция.
Актуальными вопросами, которые бакалавры рассматривают на семинарских занятий являются:
1. Поликультурная направленность образования в России и за рубежом. Поликультурное образование в России (Л.И.Алексеева,
Д.Бенкс, Г.И.Гайсина, Х.Х.Галимов, Н.С.Гончарова, И.М.Синагатуллин и др.). Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание (Ж.Гай, Р.Хенви) Современная трактовка понятия «поликультурное образование», «полиэтническое образование» (работа со словарями в микрогруппах).
2. Характеристика базовых понятий: «полиэтничное общество», «межкультурное  образование », «мультикультурное образование». Основные категории поликультурного образования (конспектирование). Анализ педагогических ситуаций (видеосюжеты) и их обсуждение.
3. Концепции  поликультурного   образования. Сущность концепций поликультурного   образования (Е.В.Бондаревская, Н.Е.Щуркова,
Н.Д.Никандров). Презентации концепций  поликультурного   образования.
4. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации и ее социокультурные ориентиры, цели, задачи, принципы, система поликультурного образования, структура идентичности в содержании образования (дискуссия). Взаимосвязанные культурные части Концепции: этнокультурная, национально-территориальная, общероссийская (национальная), мировая. Система терминов и понятий Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации (работа в терминологических словарях).
5. Человек и культура в поликультурном пространстве. Культура как внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности, адаптивный механизм, облегчающий жизнь человека в мире. Субкультура как совокупность культурных ценностей какой либо этнической или социальной группы, существующих незави¬симо от культуры общества в целом. Инкультурация как усвоение индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в кото¬рых ассимилированы духовные и материальные продукты дея¬тельности человека в различных эпохах.
6. Особенности современной детской субкультуры. Субкультуры как средство самовыражения личности в поликультурном пространстве. Содержание, средства, методы самовыражения личности в поликультурном мире (презентации).
7. Национально - культурные традиции разных народов России и их отражение в содержании непрерывного образования. Развитие преемственной системы этнокультурного образования «детский сад - начальная школа – основная школа – вуз» (обсуждение).
8. Смысл человеческого бытия и ценности поликультурного образования. Проблемы для обсуждения: Специфика человеческого бытия. Проблема смысла жизни человека. Связь культуры полезности и культуры достоинства с ролью образования в обществе. Размышления педагогических школ прошлого о ценностях образования.
9. Национально-региональный компонент как средство формирования диалога культур, воспитания толерантности личности. Поликультурное образование как всеобщая форма развития личности и общества. Поликультурные аспекты учебных программ гуманитарных дисциплин базового учебного плана, рекомендованных Министерством образования РФ, а также факультативных курсов и дополнительного образования. Анализ потенциально конфликтных ситуаций из этнографической и исторической литературы, прес¬сы, наблюдений студентов. Поликультурный тренинг. Задачи, модели, методы поликультурного тренинга. Использование методик диагностики толерантности, культуры и общения [6].
Реализация в педагогическом вузе дисциплины «Поликультурное образование» позволит подготовить компетентных бакалавров, которые будут успешно решать в теории и на практике проблему обучения детей разных национальностей.
Таким образом, изучение современной проблемы поликультурного образования будет способствовать осознанию уникальности чужой истории и культуры, формированию устойчивого интереса к национальным культурам, раскроет перед обучающимися возможность иного восприятия происходящего, нахождения новых вариантов решения современных проблем, что, безусловно, обогатит их духовно и нравственно. Поликультурное образование позволит не только воспитать высоконравственного и толерантного человека, вызвать интерес к национальной культуре других народов, но и подготовить его к решению общечеловеческих задач. Также изучение поликультурного образования расширит сущность общечеловеческой нравственности и морали, религии и толерантности, которые являются в настоящее время предметом исследования многих наук в современном обществе.

Литература:
1.    Дмитриев Г.Д. (1999) Многокультурное образование. М. Супрунова,
2.    Л. Л. (2003) Поликультурное образование в современной России // Magister. №3.
3.    Акулова О.В, Писарева А.Н., Пискунова Е.В. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителя / под общ. ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. – 290 с.
4.    Бермус А.Г. (2001) Концептуальные и методологические основы педагогической поддержки в поликультурном социально-воспитательном пространстве.
5.    Ленский И.Л. Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике 1991-1997 гг.: Дис. . канд. пед. наук. М., 1998.
6.    Михальцова Л.Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования: монография. – Казань: Центр инновационных технологий, 2011. – 360 с.
7.    Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751) // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. – 2000. – № 11.
8.    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» – Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым
9.    04 февраля 2010 года, Пр-271.[Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/npa/prav/8303 (дата обращения 18.09.2009).