СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Н.В.Гетманская, учитель начальных классов
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №21» (г.Павлодар)
E-mail:ydutnvfycefzmail.ru

В статье автор рассматривает вопрос о важности работать по-новому, повышать    квалификацию, необходимую для дальнейшего профессионального     совершенствования учителей.  Определенным образом рассматриваются различные методы и приемы, обеспечивающие развитие функциональной грамотности, а также формирование у них опыта общественного поведения

Бастауыш сынып оқушыларының функционалдық сауаттылығы мен құзіреттіліктің дамуы туралы сұрақты автор өз мақаласында қарастырды.Мақалада оқушылардың жеке жұмыстары мен топпен жұмыс істеу барысында, функционалдық сауаттылығы мен құзіреттіліктің дамуы туралы толық көрсетілген

In this article the author studies how important it is to develop    primary school pupils’  key   competences and  functional  literacy. Conditions for forming key  competences and  functional  literacy  of schoolchildren working individually  or in groups are   described in this paper

По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста[1].Образование как отрасль представляет собой совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Главной целью образования как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности человека как личности, работника, гражданина[2].
В качестве одного из компонентов системы образования называется образовательная  программа. Она утвержденная на государственном уровне и  является комплексом образовательных услуг. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.  Во многих развитых странах общеобразовательные программы  отражают  перечень качеств/компетенций, которыми должен владеть человек в современном обществе после завершения определенного уровня образования. Такие программы реализуются посредством компетентностной педагогики, в которой  процесс  обучения проектируется на основе целеполагания, т.е. по целям, указанным в общеобразовательной программе. Это  востребовано реалиями  глобализации, временем высоких информационных технологий [2].
Несколько Постулатов:
1.    Учитель может научить только тому, чем сам владеет в совершенстве
2.    Уинстон Черчилль говорил, что ни один президент, ни одно правительство не имеет такую власть, как учитель.
3.    Учитель творит себя  подобных.
В таксономии Блюма первые три уровня направлены на организацию  репродуктивной деятельности учащихся.
4,5 уровни  направлены на развитие мыслительной деятельности, т.е. это развивающие задания. Задания этих уровней следует  проектировать так, чтобы их выполнение позволяло  учащимся с помощью элементарных мыслительных операций открыть новые для себя знания. Эти знания не должны содержаться в информационной составляющей урока.  
Шестой уровень – оценивание, - это пик сложности учебных заданий.
При составлении учебных заданий  этого уровня  часто учителя  попадают в первую ловушку, идентифицируя оценивание с оценкой уровня образовательных достижений учащегося. В контексте таксономии Блюма, оценивание – это учебная задача, которая позволяет обучаемому  оценить ситуацию и изложить свои действия, которые, с одной  стороны, складываются из изучаемого материала, межпредметных связей, мыслительной деятельности (мышление элементарными мыслительными операциями, логическое и творческое мышление), а, с другой – из событий, людей и обстоятельств жизни. Основой учебного задания уровня оценивания является   ситуация, т.е одноактность и неповторимость наступления множества событий, стечения всех жизненных обстоятельств и положений, открывающихся восприятию и деятельности человека. (см. Википедия – свободная энциклопедия).     Ситуацию следует отличать от проблемы (вопроса, не имеющего однозначного решения или предполагающего множество равнозначных решений)  и от задачи  (мероприятия, направленного на достижение поставленного результата, с установленными ограничениями, формулирующегося как «Что сделать?» и не имеющего, как проблема,  многозначности возможных решений).
Вторая ловушка –  оценка ответа ученика только через призму логического мышления. На этом этапе особенно ценным является проявление учащимся творческого мышления и эти крупицы творчества учителю желательно  не пропустить (таблица 1)

Таблица 1- Сравнение логического и творческого мышления

Логическое мышление Творческое мышление
1 Логическое (вертикальное) мышление избирательно Творческое (горизонтальное) мышление имеет более общий характер
2 Допускает существование  только одного пути и отрицает все остальные направления Рассматривает и сравнивает все возможные пути, обращает особое внимание на новые направления  и всегда оставляет возможность для нового выбора
3 Признает только отдельные последовательные шаги Допускает логические  прыжки (логика при этом может быть оттеснена на задний план)
4 Каждый шаг должен быть правильным Важен лишь итоговый результат
5  «Отрабатывает» те направления, которые гарантируют быстрый успех Не отбрасывается ничего
6 Слишком быстро наклеивает ярлыки и дает категорические оценки Избегает шаблонов и жестких схем
7 Придерживается  давно проложенного, наиболее легкого пути Путь, который на первый взгляд кажется наименее обещающим и даже противоположен логическому пути

 

Педагогическая деятельность – особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими,  политическими, нравственными и эстетическими целями своего времени. Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Актуальность данного вопроса обусловлена ориентацией на современные подходы в компетентностном образовании, выявление преимуществ урока в контексте современных подходов[2]. В конце прошлого века  ЮНЕСКО в своих исследованиях определило тринадцать  качеств, которые позволяют личности успешно интегрироваться в современное общество. В начале XXI-го века Европейские квалификационных стандарты определили восемь компетенций, который характерны  различным уровням образования.
Отражение качество компетенции – «умение учиться». В педагогической практике «Умение учиться» впитало в себя призрачное облако-девиз «УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ». В итоге, все давно забыли, что навыки учения, как и любые другие навыки, также формируются через умения и знания. На уроке учитель ставит задачи,  для решения которых  требует   определенный  навык  (например,  «составьте резюме»,  «составьте план», «законспектируйте», «выберите ключевые слова» и т.п.). Учитель должен если учащийся  забыл,   научить этому ученика,  либо, используя  «профессиональные щит-фразы» - «это они должны знать», «это очень просто», «кто это не знает» и т.д.  Среди учителей  бытует мнение, что техники учения само по себе - автоматически формируются  у учащихся в процессе обучения.  
 Как формировать у учащихся  «умение учиться»? Проектирование урока  по модели «перевертыш», традиционно урок проектируется по содержанию. Для составления плана урока берется  перспективный план, разработанный на основе программы, утвержденной министерством образования и науки РК. Определяется тема урока. В учебной программе  указано, что  следует на этом уроке учащимся знать и уметь, таким образом, завершается этап определения содержания урока.
Следующий этап – следует определить цели урока. К уроку проектируются три цели: образовательную (она прописана в Программе), а вот развивающую и воспитывающую надо придумать.
Литература:

1.Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: пос. для учителя/А.Г. Асмолов; под ред.А.Г. Асмолова.–М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
 2. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно_внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.
3.  О. Л. Кузнецов ,П. Г. Кузнецов ,Б. Е. Большаков система * природа—общество - человек*  устойчивое развитие, Дубна , 2000)
4.Alet M., Ka formassion professionelle des enseignants. Paris, PUF, 1994
5.Hameline D., Les objectifs pedagogiques en formation initiale et continue. Paris., ESF, 1979