ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Галагуш Т.М., старший  преподаватель
Курганский филиал Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений»  (г. Курган)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мақалада «Информатика» пәнінің оқып білуі жоғары кәсіби білімнің үшінші ұрпақтык стандарт бойынша процесске өту үшін студенттердің әр түрлі өздік жұмыс қолдану ерекшеліктері қарастырылған.

В статье рассматриваются особенности применения различных видов самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Информатика» в процессе перехода к обучению по стандартам третьего поколения высшего профессионального образования.

The article concentrates on peculiarities of implementation of independent work of students when studying Informatics in the process of transfer to the third-generation standards of higher professional education.

Современное общество ориентирует студентов вузов на развитие конкурентоспособных качеств, необходимых выпускнику вуза для успешного поиска работы и для проявления себя с наилучшей стороны во время  будущей работы.  В наше время во всех сферах общественной жизни, требуются специалисты нового типа. Такие специалисты, которые могут  устанавливать деловые  контакты, обладают высоким уровнем интеллекта и культуры, компетентны в области своей деятельности, склонны к индивидуальному творческому саморазвитию и умению жить и работать в новом информационном мире, уверенные в собственных силах, умеющие отвечать за результаты своего труда.  Особо ценятся специалисты владеющие информацией и способные использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности, т.к. вся жизнь человека связана с получением, накоплением и обработкой информации. Специалист во время своей работы должен тратить около 80% рабочего времени, чтобы уследить за всеми новыми печатными видами информации  в  профессиональной области деятельности.  
Поэтому ни у кого не вызывает сомнения, что знания по дисциплине Информатика постоянно востребованы в различных  областях  нашей жизни: экономика и материальное производство, планирование и управление, образование, медицина, сфера услуг и сфера сбыта, охрана окружающей среды и культура.  
В результате изучения дисциплины Информатика, необходимо сформировать у студентов компетенции, которые помогут ему в профессиональной деятельности. Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое, усвоенных человеком, отдельных действий, способов и приемов решения задач [1].    Выпускник вуза должен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь  навыки работы с компьютером, как средством управления информацией.
Новый компетентностный подход  в  образовании  состоит  в  том,  чтобы  не  только  передавать  знания,  а  научить студентов вузов  умению применять полученные знания на практике в своей будущей деятельности, адаптироваться к качественно иным условиям жизнедеятельности, встраиваться в постоянно меняющуюся среду.  
Под компетентностным подходом понимают совокупность общих принципов определения целей образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.  Компетенция  определяется не просто как набор знаний, умений и навыков, но также проявляется в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника применять знания, умения и опыта для успешной профессиональной деятельности [3].
 Компетентностный подход в образовании открывает возможности для более качественной подготовки выпускников вузов к  реальной жизни, включая фундаментальное знание предмета, осуществление продуктивной деятельности и активное использование  своих личностных ресурсов. Компетентность также  предполагает  высокий  уровень инициативы, способности организовать  людей  для  достижения  поставленных  целей,  готовность  анализировать  социальные  последствия своих действий.   
В современных условиях традиционные технологии обучения в вузе не позволяют в полной мере сформировать требуемый уровень подготовки выпускника вуза.  Российские  вузы, при обучении студентов,  сталкиваются с проблемами следующего характера: студенты могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в  профессиональной деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных профессиональных задач или проблемных ситуаций.                Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать  эту проблему.
При изучении информатики и формировании соответствующих компетенций важно повышать потенциал студентов и развивать у них чувство уверенности в своих знаниях и в своих возможностях. Именно самостоятельная работа  и ее различные формы позволяют студентам овладеть необходимыми компетенциями.
Главной задачей инновационного подхода в развитии этого потенциала становится мотивирование студента на проявление инициативы и самостоятельности, т.к. при изучении дисциплины Информатика, достаточно большой объем времени выделяется на самостоятельную работу. Время самостоятельной работы составляет примерно 50% от общего объема часов по дисциплине.
Для того чтобы эффективно использовать время самостоятельной работы при изучении  дисциплины  «Информатика», в течение учебного года нами применялись следующие формы организации самостоятельной работы со студентами:
- самостоятельная подготовка студентов к устному опросу в различных формах;
- опережающие самостоятельные работы;
- работа в группах малого состава;    
- проектный метод;
- олимпиады.
Проанализировав  эффективность данных форм обучения можно сделать следующие выводы.
Устный опрос позволяет формировать у студентов компетенции умения логически верно, аргументировано и ясно, строить устную речь, способность отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения. Подготовка к устному опросу предполагает работу студентов со справочной, научно – популярной и учебной литературой, а также электронными ресурсами.
Проведение устного опроса позволяет проверить  у студентов знания теоретической части курса, а также мотивировать студентов для дальнейшего самостоятельного изучения тех вопросов, которые они освоили на недостаточно высоком уровне, и вопросов предложенных для самостоятельного изучения, т.е. вопросов, не вошедших в лекционный материал. Устный опрос – это не очень любимая работа для студентов и иногда очень трудоемкая для преподавателя.
Но опрос проходит динамично и интересно для студентов, в том случае, когда он проводится в виде деловой игры. В процессе деловой игры происходит более интенсивный обмен идеями и информацией, которая побуждает участников к творческому процессу[4]. Проведение опроса в виде игры, типа брейн-ринг, предполагает разбиение студенческой группы на команды (минимум две команды). После того, когда задан вопрос, фиксируется время для того, чтобы вспомнить ответ (время ограниченно).  При ответе на поставленные вопросы, студенты, отвечающей команды, стараются ответить на вопрос полно и правильно, также  студенты второй команды  очень внимательно следят за ответами противоположной команды и фиксируют ошибки и недочеты других студентов.  Это  тоже способствует хорошему запоминанию материала и мотивации  самостоятельной работы студентов вне аудитории по предложенным темам. Студенты находят материал в различных дополнительных источниках, фиксируют его, сравнивают и запоминают.
Также в качестве формы устного опроса можно использовать  блиц опрос, т.е.  вопрос – ответ. Очень быстро проводится опрос по кратким вопросам и можно охватить большое количество тем и большое количество студентов. Несмотря на то, что данный вид опроса не позволяет проверить глубокие знания студентов, он очень эффективен при работе, т.к. отображает  показатель самостоятельной работы студентов. Данный вид опроса также очень интересен студентам, т.к. дает возможность показать свои знания, даже если они не очень глубоки. Блиц опрос способствует активации самостоятельной работы студентов во  внеаудиторное время.
Опережающая самостоятельная работа позволяет формировать у студентов компетенцию владения культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.  Данный вид работы очень интересен для студентов и эффективен при изучении темы – программное обеспечение. Как правило, у студентов существуют некоторые базовые знания,  по каким либо программам, полученные в школе. Но по многим программам знания у студентов не  глубокие, либо нет знаний по отдельным блокам конкретных программ. Именно в таких случаях нужен опережающий метод: студентам выдаются задания по еще не пройденным темам и студенты самостоятельно разрабатывают вопросы и выполняют задания.  В таких ситуациях можно развивать знания студентов  при незначительной помощи со стороны преподавателя.   
Студенты  самостоятельно активно изучают незнакомые им программы или конкретные блоки программ. Конечно,  опережающая самостоятельная работа интересна и эффективна в том случае, когда она проводится в аудитории. Т.к. при опережающем методе, у студентов возникает необходимость консультации с преподавателем непосредственно в  момент выполнения задания. Также при опережающем методе студенты активно консультируются между собой, что развивает у них коммуникативные качества и готовность к кооперации с коллегами.  
Использование опережающего метода предполагает наличие методических  указаний и методических руководств. Именно методические руководства дают студенту возможность изучать даже большие объемы  курса самостоятельно, и при этом не снижают у студентов заинтересованность.  
При изучении данного метода были сделаны выводы, что методические указания должны быть различного характера. Для студентов со слабыми базовыми знаниями необходимы емкие и более конкретные методические указания с теоретическим материалом и большим объемом полностью разобранных задач. Для тех студентов, у которых имеются базовые знания хорошего уровня, методические указания могут быть более краткие по объему, иметь несколько (одну – две) полностью разобранных задач, но обязательно иметь много разнообразных по содержанию и сложности заданий для самостоятельного выполнения. Использование опережающего метода очень эффективно при решении кейс - задач и сложных задач, с использованием условных операторов, циклов.
Работа в группах малого состава может быть использована при изучении любой темы дисциплины Информатика, но при изучении некоторых тем она особенно актуальна.
Работа в группах малого состава оправдывает себя при изучении темы – языки программирования, программирование на языке высокого уровня. Как правило, студенты первого курса имеют очень разные базовые знания по данным разделам дисциплины Информатика. Некоторые студенты, у которых слабые базовые знания по темам – алгоритмизация и программирование, на занятиях не могут активно работать над созданием программ. Но при работе в группе у них повышается самооценка и уверенность в знаниях, которые они приобрели на лекциях и предыдущих практических занятиях.  
Кроме  этого именно работа в группах малого состава, при изучении темы алгоритмизация и программирование,  позволяет проявить свои личностные качества каждому студенту. Кто-то из студентов любит разрабатывать общий алгоритм, кто-то создавать отдельные модули, а кто-то заниматься внешним оформлением программы.  В результате работа в группах малого состава проходит динамично, интересно и плодотворно.
Для студентов положительный результат работы в группах малого состава  – возможность создания конкретных программ, т.е. каждый студент,  может написать какую либо программу, которая соответствует уровню  данного студента.
Работа в группах малого состава позволяет формировать у студентов компетенции по готовности к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладанием навыками организации и координации взаимодействия между людьми, умением критически оценивать собственные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику.
Проектный метод применяется в тех случаях, когда необходимо чтобы студенты провели дома подготовительную работу по изучению каких либо вопросов или тем, и затем с помощью конкретного программного обеспечения создали интересующий нас проект. Данный метод может быть использован как полностью внеаудиторная форма самостоятельной работы студентов. В этой самостоятельной работе  студент может использовать сразу несколько видов программного обеспечения: для поиска информации, для обработки и оформления информации, для создания программного продукта или создания готового проекта.  
При проектном методе  хорошо развивается творческий потенциал студентов. Проектный метод применяется нами при подготовке студентами различных докладов к научным студенческим конференциям.
Вид самостоятельной работы – проектный метод помогает формировать у студентов компетенции: способность находить организационно – управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовность нести ответственность за их результаты, стремление к личностному и профессиональному саморазвитию, умение расставлять приоритеты, ставить личные цели, способность учиться на собственном опыте и опыте других.
Для развития потенциала студентов и для формирования соответствующих компетенций  среди студентов проводится олимпиада по информатике.  Олимпиада может проводиться в один тур или в два тура (один тур в конце первого семестра, второй тур во втором семестре). Конечно, олимпиада рассчитана на студентов, которые хорошо освоили весь пройденный курс и умеющих самостоятельно изучать дополнительный материал, на студентов, имеющих высокий базовый уровень.
Олимпиада стимулирует студентов к самостоятельной работе над темами, которые не входят в курс лекций, а также к углубленному изучению тем лекций и практических занятий.  Этот вид самостоятельной работы ни чем не регламентируется, и студент может, всеми доступными  ему способами,  получать информацию, проверять информацию, анализировать и применять на практике.
Смеем предположить, что олимпиада может считаться наиболее сложным и наиболее показательным результатом самостоятельной работы студентов. Олимпиада позволяет каждому студенту показать свой уровень знаний, умений и навыков. В качестве олимпиадных заданий студентам может быть предложено создать программы такого вида, как – например, создать гороскоп; создать программу по сохранению и выборке расписания; создать программу для решения системы линейных уравнений и т.п.
Для получения хорошего результата по формированию компетенций важно правильно организовать, во-первых, последовательность видов самостоятельной работы, во-вторых, объем самостоятельной работы.
Для формирования у студентов всех вышеперечисленных компетенций по дисциплине Информатика, при изучении  каждой  темы желательно любой вид самостоятельной работы начинать с различных вариантов устных опросов. Тогда студенту становится понятно, в каком объеме ему необходимо владеть материалом для дальнейшей успешной работы и обучения.
Если в период обучения студентам были предложены все виды самостоятельной работы  и  необходимый объем  самостоятельной работы, то у студентов повышается самооценка, студент может логически мыслить и развивать свои личностные качества.  В результате, сложный вид работы как олимпиада проходит динамично и очень интересно, многие студенты изъявляют желание участвовать в олимпиаде, т.е. у студентов появляется вера в свои знания, свои силы, повышается качественный  уровень освоения компетенций каждого студента.
Таким образом, можно отметить, что использование на занятиях по дисциплине Информатика разнообразных форм самостоятельных работ  создает необходимые условия для формирования ключевых компетенций у студентов.
Показателем формирования компетенций у студентов может являться результат сдачи экзаменов.
В  начале учебного года  студенты групп первого курса  проходят   входное тестирование по дисциплине «Информатика», которое показывает каждому студенту уровень его знаний по данной дисциплине на момент поступления в Вуз.  
По итогам учебного года студенты сдают Интернет-экзамен по пройденному курсу Информатика.
Сравнительный анализ результатов сдачи входного тестирования, поступившими студентами, и результатов сдачи Интернет – экзамена студентами по итогам обучения курса Информатика  за  2011 – 2012 учебный год  приведены на рис.1.

galagush 1
 
Рис.1

Анализ результатов сдачи входного тестирования, поступившими студентами на 1 курс, и результатов сдачи Интернет – экзамена студентами 1 курса по итогам изучение дисциплины Информатика  за  2012 – 2013 учебный год  приведены на рис.2.

galagush 2
     
Рис.2
     
Наглядно видно, что у студентов повысился  процент правильно выполненных заданий и соответственно повысился  процент,  полученный по итогам сдачи экзамена, т.е. у студентов повысился уровень знаний и студенты достигли необходимого уровня освоения компетенций.    
По полученным результатам тестирования можно сделать выводы, о том, что различные формы самостоятельной работы положительно влияют на формирование компетенций студентов,  актуальны, интересны для студентов,  и  существенно повышают уровень освоения дисциплины  «Информатика».

Литература:

1.    Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию. // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2005. с. 27-40.
2.    Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. №11, 2005. с.14-20
3.    Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. Изд. Урал. отд-ния РАО, 2000. № 3 (5). - с. 13-21.
4.    Ищенко Н.В. Деловая игра, как один из приемов формирования компетенций бакалавра менеджмента // Тематический сборник научных трудов. – Курган, 2013. с. 68-72.
5.     Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии. – Самара, 2001. – 254с.
6.    Сериков, В.В. Самообразование: совершенствование подготовки студентов Текст. / В.В.Сериков. - М.: Логос, 2002.-272 с.