ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

О.Г.Витвицкая, преподаватель
КГУ «Павлодарский колледж № 1»(г. Павлодар)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Основной проблемой учебных заведений системы ТиПО является низкий процент трудоустройства выпускников по своей специальности. Решением проблемы является внедрение дуальной системы обучения.

Т және КО жүйесі оқу орнының негізгі мәселесінің бірі - түлектерді мамандығы бойынша жұмыспен қамтудың төмен пайызы. Дуальді жүйені оқытуды енгізу мәселені шешудің жолы болып табылады.

Major problem of educational institutions of system TaVT is the low interest of employment of graduates on the speciality. For its decision modernization of system introduction of dual system of training is spent.

Пропасть между теорией и реальностью - извечная проблема профессионального образования. В разное время она решалась по-разному. Дуальная система в мире доказала свою эффективность в этом вопросе. Нельзя сказать, что ее опыт для Казахстана в новинку. В недалеком советском прошлом профессиональные кадры ковались по аналогичному принципу и, надо сказать, результат был. Современная система дуального образования, внедряемая в нашей стране, возлагает надежды на ликвидацию разрыва между теорией и практикой.
«На современном этапе развития страны перед учебными заведениями технического и профессионального образования стоит ряд вопросов. Какими они должны быть? Как организовать образование? Как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг? И так далее. Главная задача ТиПО – сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. Ведь подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена – одна из тех задач, решение которых может обеспечить устойчивое экономическое развитие любой страны»[1].
Каким образом решить поставленные задачи? Ответ на данный вопрос не односложный. Но в последнее время, по мнению многих специалистов, найден ответ – создание системы дуального обучения. Возникает следующий вопрос – что это такое?
Основной проблемой учебных заведений системы ТиПО является низкий процент трудоустройства выпускников по своей специальности. Для решения этой проблемы сейчас проводится модернизация системы технического и профессионального образования, внедряется новая система управления, и главной задачей в ней является трудоустройство учащихся.
«Качественное профессиональное образование сегодня – это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни. Государственная политика в области ТиПО стала частью Госпрограммы развития образования на 2011–2020 годы.
Формат реализации госпрограмм по модернизации ТиПО включил в себя ряд мероприятий. Прежде всего, это реорганизация учебных заведений путем преобразования в единый вид учебного заведения, колледж. Также предусмотрена двухуровневая подготовка специалистов. Вместе с тем предусмотрено повышение квалификации преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения за рубежом»[1].
Модернизация профобразования определяет необходимость изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов. На сегодня дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Не зря важность такого вида образования подчеркнул Президент в своей программной статье. Ее особенность заключается в том, что обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии.
Дуальная модель – это объединение интересов бизнеса, будущего специалиста и государства. Данная система предполагает, что 70-80% времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и только 20-30% - в колледже.
Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.
Для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены.
«Примерно половина молодых людей в Германии после школы приобретают в рамках дуальной системы одну из 350 официально признанных государством учебных профессий. Обучение профессии отличается от чисто школьного профобучения, характерного для многих стран. 3-4 дня в неделю на предприятии ведется практическое обучение, а теория специальности преподается 1-2 дня в неделю в профессиональной школе. Срок обучения – от 2 до 3,5 лет.
Более 80% ученических мест предоставляют малые и средние фирмы. Благодаря наличию дуальной системы доля молодых людей, не имеющих профессии или ученического места, в Германии сравнительно невелика: всего 4,2 % среди тех, кому от 15 до 19 лет.
Что касается уровня безработицы в Германии, то среднее количество безработных - 7,8%. Если же говорить об уровне безработицы среди молодежи до 25 лет, то в Германии это 7%, в Греции - 45%, в Испании - 43%, в Словакии - 33%, во Франции - 30%. Таким образом, цифры ясно показывают преимущества немецкой дуальной системы обучения»[1].
Сочетание теории и практики гарантирует высокую квалификацию выпускников.
Итак, какие же преимущества дает дуальная система обучения?
•    Во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства. Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ».
•    Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано.
•    В-третьих, работает принцип «от практики к теории», когда студент больше работает не с текстами, а с производственными ситуациями. Сложная теория  легче осваивается через практику и решение реальных профессиональных задач.
•    В-четвертых, оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней учащийся большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.
•    В-пятых, в результате внедрения дуальной системы, колледж разрабатывает программы, исходя из потребностей рынка в регионе, развивает свой потенциал, повышает квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров и приведет к росту конкурентоспособности колледжа. Преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве.
•    В-шестых, снижается нагрузка на бюджет. Часть затрат по профессиональному обучению несет предприятие.
Однако, на сегодня нет готовности со стороны индустрии и предприятий. Хотя созданы необходимые правовые и нормативные предпосылки.
«Для обеспечения конкурентоспособности и дальнейшего развития системы непрерывного про¬фессионального образования необходима развитая инфраструктура в виде сети различных центров и краткосрочных курсов, занимающихся внутрипроизводственным и внутрифирменным обучением и переподготовкой. Программа таких курсов должна быть предельно гибкой, учитывающей насущные потребности предприятия, поэтому может составлять 72-700 час, но не более 1000 час.
Программа подготовки (переподготовки) завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, учреждения образования и третьих лиц (независимые эксперты). Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство (сертификат), дающее право работать по специальности. Сертификат должен содержать данные о типе, сроках и целях профессио¬нального обучения, а также о компетенциях, которыми овладел студент»[2].
Если говорить о внедрении дуальной системы обучения внутри колледжа, то ее элементы используются при подготовке специалистов уже давно. Это проявляется при совместной разработке учебных программ по специальным дисциплинам преподавателями колледжа и социальными партнерами. Проводятся различные семинары, мастер-классы, круглые столы. Студенты колледжа проходят практику на предприятиях города, поэтому у работодателей уже на этой стадии складывается мнение о знаниях и навыках студентов. В то же время студенты во время прохождения практики имеют возможность познакомиться с режимом работы предприятия, с условиями и экономическими возможностями предприятия. Социальные партнеры оказывают материальную поддержку колледжу, имеют возможность участия в оценке качества подготовки специалистов посредством участия в ОУПП, итоговой аттестации с присвоением квалификации по специальности. Преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения имеют возможность пройти стажировку на предприятиях социальных партнеров, принять участие в мастер-классах, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, тем самым повышая свой уровень квалификации и осваивая новые технологические возможности и современное оборудование.
Благодаря дуальной системе обучения появляется возможность реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей производства.
Таким образом, мы получаем возможность выйти на объединение интересов бизнеса, молодого человека и государства - совершенно новый уровень трехстороннего партнерства.

Литература:

1.    Шерстнева Н.В. «Дуальное обучение – перспективная система обучения в ТиПО»,  http://pedagog.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=1947:2013-04-25-15-19-19&catid=70:2012-04-18-07-08-22&Itemid=95
2.    «Вопросы перехода на дуальное образование», http://forum.eitiedu.kz/index.php/2012/01/04/dualnaya-model-p-t-obrazovaniya/