УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМУЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ В КООРДИНАТАХ ТАКСОНОМИИ БЛУМА И КОМПЕТЕНЦИЙ

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

О.И Рауш, учитель русского языка и литературы
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №21» (г. Павлодар)

В статье рассматривается проблема использования учебных занятий в координатах таксономии Блума и компетенций на уроках русского языка и литературы. Дидактические задачи урока на компетентностной основе могут быть реализованы только через учебные задания (задания для учащихся)

The problem of the use of training sessions in the coordinates of Bloom's taxonomy and competencies on the lessons of Russian language and literature. Didactic Lesson plan on the basis of competence can only be realized through the learning tasks (tasks for students)

Мақалада орыс тілі және әдебиет сабақтарында Блум таксономиясын қолдану мәселесі қарастырылған.  Оқу тапсырмалары арқылы құзыреттілік негізінде сабақтың дидактикалық міндеттерін асыру жолдары талқыланды

Поиск ответа на актуальные  вопросы определил тему моего самообразования «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы через систему учебных заданий в координатах таксономии Блума и некоторых техник учения». Работа в  инновационном  проекте помогает мне  осмыслить и перенести в свою педагогическую практику современный урок, спроектированный не по содержанию, а по целям. В течение трёх лет разработаны и апробированы уроки русского языка и литературы как по одной цели – формирование у учащихся качества/ компетенции «Умение учиться», так и по формированию таких базовых европейских  компетенций. К таковым можно отнести: «Умение общаться на родном языке», «Математические компетенции и основные компетенции в науке и технологии», «Умение проявлять навыки предпринимательства, поведенческие навыки», «Умение применять навыки в области компьютерной грамотности и информационных технологий».
Дидактические задачи урока на компетентностной основе могут быть реализованы только через учебные задания (задания для учащихся). Как сделать так, чтобы эти задания обеспечивали развитие личности ученика – учили мыслить, действовать, формировали устойчивые навыки поведения в реальных жизненных ситуациях? Как сохранить потребность к обучению на протяжении всей жизни? Настольными книгами в данный момент являются: «Культура умственного урока или 101 техника учения», «Инжиниринг процесса обучения»,  «Педагогика 21 века на пороге школы», а также теоретические материалы  текущих модулей[1].
Разработка учебных заданий урока проведена в строгом соответствии с таксономией Блума, в которой задания классифицируются на 6 уровней:
-первый уровень - «Знания» - имеет своей целью научение интерьезировать информацию, то есть переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую памяти, то есть превращать информацию в знания. Пример задания по теме урока «Пейзаж в повести Тургенева «Муму»»: усвой из материала учебника, что такое «пейзаж», и запиши определение с помощью «арабской грамоты». Распознай из этой же статьи, на чём основан принцип «психологического параллелизма», записав информацию «древнеегипетской грамотой». Использование данных техник сокращения слов, в которых используются пиктограммы, даёт блестящие результаты и в ускорении записи, и в удобстве чтения и запоминания.
-второй уровень «Понимание» - имеет целью научение манипулировать знаниями (представлять в различных видах интерьезированную информацию, которая попала в память). Например:
*Представь стрелками правильную интерпретацию термина, например, «Обращение», «Пейзаж» или любого другого;
* «Запиши в иной форме материал параграфа, используя любую технику сокращения слов»;
-третий уровень «Применение» - имеет целью применять знания по примеру, по правилу или алгоритмизированному предписанию, т. е. «по примеру и подобию». Примеры заданий:
*Примени пропорцию  и  вычисли  процент  существительных  в упражнении № 144, записав  их  с графическим обозначением  изученной орфограммы (математическая компетенция)
*«Примени схему разбора для характеристики многочленного предложения и запиши с помощью «Схемы последовательности действий»;
*«Классифицируй реплики персонажей, которые стали пословицами, размести их в «Схеме отношений»;
.
* Руководствуясь техникой «Схема последовательности действий» и  напишите  план  инсценировки басни «Волк и ягнёнок» для школьного вечера (навыки предпринимательства)
*Руководствуйся  «Схемой анализа персонажа»   и представь   образа Германа в  виде  техники «Метафорическая  модель»,  выполненной в  программе PowerPoint. (Дижитальные компетенции)
*Используйте технику «Классификация»  для распределения  заданий между членами вашей группы согласно пунктам: 1.подготовка костюмов; 2 декорации;  3. музыкальное  сопровождение; 4.режиссёр – постановщик 5 продюсер. 6 материальная часть.
-четвёртый уровень «Анализ» - имеет целью научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе раннее приобретённых знаний открыть для себя новые знания. Примеры заданий этого уровня:
*Сравни пейзаж в финале повести «Муму» и в былине об Илье Муромце и констатируй черты сходства и различия в технике «Классификация» (Новое знание: ученик сам устанавливает связь между фольклорной и литературной поэтикой и идеей повести);
*Докажи, что произойдёт, если во фразеологизме рубить сплеча заменить какое-нибудь слово,  и представь аргументы схемой «Рыбная кость»;
*  Констатируй отношения между героями рассказа «Тихое утро» в виде схемы  «Треугольник УПК» и сделай вывод. (Новое: анализ героя через самохарактеристику,  взаимохарактеристику   и  контекст)
*Проанализируй с помощью техники «Картография » статью Д.С.Лихачёва и запиши вывод (Новое: ученик узнает, что формы обращения отражают политическую, социальную и культурную обстановку в государстве)
*Классифицируй способы обращений к женщине у разных народов и запиши свой вывод, применив технику «Кластер». (Новое: каждый народ имеет свои способы обращений) Ученики азартно сопоставляли казахские и русские обращения, возникла идея написать проект «Обращения к женщине в казахском и русском языках в современном обществе»
-пятый уровень «Синтез» - имеет целью научение посредством алгоритма синтеза (элементарной мыслительной операции) на основе раннее приобретённых знаний открыть для себя новые знания. Перед выполнением такого задания даётся алгоритм выполнения данной мыслительной операции. Примеры заданий уровня «Синтез»:
* Сформулируй и аргументируй гипотезу  о том, как противостоять массовому плагиату в обществе, используя  знания сегодняшнего  урока  и   статью «Синдром лёгкой наживы». Представь в технике «Анализ  поля сил»
* Создай свой вариант синтаксического периода на одну из волнующих тебя тем и запиши в тетрадь (Новое: период как средство передачи сложных мыслей и чувств в письменной речи)
 * Создайте рекламу для  литературного вечера «Басни Крылова на сцене школы №21» в программе POWER POINT…..
* Предложи свои способы обращений к современным женщинам разного возраста и обоснуй свой выбор, записав информацию в тетрадь техникой «Карта памяти» ( Новое: сегодня ко всем женщинам обращаются словом «девушка», так как изменилась социальная структура общества - нет титулов, званий: графиня, барыня, княгиня, сударыня и др )
-шестой уровень «Оценивание» - имеет целью научение делать умозаключения в конкретной жизненной ситуации на основе ранее приобретённых знаний и жизненного опыта. Примеры заданий этого уровня:
*Представь ситуацию: твоя собака неизлечимо больна, и врач, чтоб избавить её от мук, предложил эвтаназию. Аргументируй свою позицию по данной проблеме, используя технику «Генеалогическое дерево»; (Тургенев, «Муму»)
Представь:  учитель, ссылаясь на  компьютерную программу «Антиплагиат», поставил тебе неудовлетворительную оценку за   сочинение. Аргументируй, как ты разрешишь эту ситуацию, составив конкретный план  действий.
* Порассуждай, что произойдёт в классе с «волками», если из жизни исчезнут «овцы», опираясь на знакомые тебе жизненные факты, и запиши схемой «Содержательная картинка».
* Оцени, какие обращения используешь ты в общении с родными и друзьями, и напиши  план действий на месяц по повышению своей речевой культуры  в виде  «Схемы последовательных действий» и т. д.
*Представь ситуацию: в магазине детских вещей ты видишь  надпись: ситцовые распашёнки».  В ответ на твоё замечание  об ошибке продавец заявил: «Подумаешь, какая-то ошибка, главное товар без брака». Оцени позицию продавца,  представив свои аргументы  схемой «Рыбная кость»
*Представь ситуацию:  ты решил  провести летние каникулы в  деревне на берегу Иртыша. Однако  мама не согласна с твоим  решением,  заявив, что ты можешь утонуть, и сослалась на рассказ «Тихое утро»   Аргументируй необходимость для тебя проведения летних каникул в деревне  схемой «Треугольник УПК».
Оцени роль фразеологизмов в твоей повседневной жизни, продемонстрировав её на конкретном примере, и запиши на «Карточках устного сообщения»
Таксономия учебных задач хорошо технологизирована: для каждого уровня определена типология учебных заданий; указаны глаголы, с которых следует начинать учебное задание; указаны основные операнты, которые следует использовать в изложении учебного задания. Задания, которые формируют поведенческие навыки, направлены на формирование компетенций, обязательных для всех учащихся. Как обеспечить урок такой гаммой учебных заданий? Учебные задания должны быть ясные, четкие и понятные для каждого ученика. Если задание требует дополнительного разъяснения – это не совершенное задание. Предложения должны быть немногословны и всегда должны начинаться с глагола (что должен я - ученик делать)
Учебные задания могут формировать следующие навыки[2]:
 репродуктивные навыки - виды деятельности, заключающиеся в умении повторить или воспроизвести усвоенную информацию без искажения ее смысла;
когнитивные навыки - виды деятельности, которые требуют познавательного умения, направленного на трансформацию явной или скрытой информации. Основой таких навыков являются знания, которые нужны для дальнейшего познания дисциплины или преобразуются в междисциплинарные знания;
поведенческие навыки - это те внешние и внутренние формы поведения, посредством которых личность проявляет свое самовосприятие, восприятие окружающих, восприятие различных жизненных ситуаций через свою манеру реагировать и действовать. Основой таких навыков являются жизненно важные знания, которые доминируют в обыденной жизни. Соотношение заданий репродуктивного, познавательного и поведенческого типов определяет учитель.
Стараюсь придерживаться следующих рекомендаций к проведению урока:
-учащиеся не должны мешать друг другу, при появлении вопроса поднимают руку. Выслушав вопрос, не спешите дать ученику ответ, а укажите ему, на что следует обратить внимание и где можно найти ответ.
-каждый ученик начинает с первого задания и работает на протяжении всего урока. Чтобы перейти к следующему заданию, ученик поднимает руку, учитель определяет, верно, ли выполнено задание, и только потом ученик приступает к выполнению следующего задания. Тут можно использовать много приемов – самопроверка, взаимопроверка, использование «контролера» в малой группе и т.п.
-количество заданий, выполненных учеником, зависит от его интеллектуальных и творческих способностей. На таком уроке все учащиеся работают в поте лица, а учитель только управляет процессом обучения (он в поте лица готовился к уроку).
В короткий период завершения урока следует рефлексия: достигнуты ли цели урока и оценить деятельность учащихся на уроке. Для этого учитель имеет много форм и методов: самооценка; урок контроля знаний; взаимооценка и т.п. На этом этапе формируется у учащихся одна из важных компетенций – уметь самооцениваться. Эта компетенция необходима на протяжении всей жизни и особенно, на начальном этапе своей образовательной траектории. Следует помнить: оценку ученика нельзя публично оглашать без его разрешения!
Не надо излагать или разъяснять (разжевывать) содержание урока, так как этим мы лишаем учащихся прекрасных мгновений открытия новых истин.Чем больше разжевывают, тем труднее проглотить » (Даниил Рудый) и это аксиома на сегодняшний день.
 В конце урока ученик оценивает свою работу согласно критериям: 1-3 уровень – оценка «3»; 4-5 уровень – «4»; шестой уровень – «5». Следует помнить, что именно учитель определяет количество заданий по различным уровням. При планировании необходимо придерживаться следующего:
- задания первых трех уровней должны быть под силу всем учащимся (если хоть один учащийся не выполнил задания первых трех уровней, то урок можно считать неудовлетворительным);
 - если никто из учеников не выполнил задание шестого уровня то, возможно, сделан перебор в других заданиях - если кто-то из учеников выполнил все шесть уровней, а урок еще не закончился, то следует иметь в резерве задания шестого уровня.
В рамках реализации темы самообразования мной разработано пособие, рецензированное ИП ПК Павлодарской области, включающее  разработки циклов уроков, образцы техник учения, таблицы. Данное пособие адресовано тем учителям-предметникам, кого интересует технология проектирования урока по заданной цели в рамках компетентностной педагогики. Участвуя в Региональном творческом конкурсе «Урок Просвещения- 2012», проводимом в рамках программы «Школа - ВУЗ» ИнЕУ была отмечена диплом 3-ом степени. Докладом по данной теме  был заслушан на первом туре педагогических чтений, проводимом ИПК ПК Павлодарской области (диплом 2 степени) и на первых Республиканских педагогических чтениях в Алматы  (2013г).  Имеются публикации в газетах и сборниках ИПК ПК Павлодарской области, в Республиканском педагогическом сборнике статей (Алматы, 2013) [3].

Литература:
1. Соловейчик С.Л. От интересов к способностям - М. 2001г
2. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М. 2000 г
3. Жапалова А.А., Рудик Г.А.  Педагогика 21 века на пороге школы. Алматы 2009 г.
4. Рудик Г.А.,Шакирова Н.Ш. Инжиниринг процесс обучения в координатах таксономии Блума и Европейских компетенций. Алматы 2011 г.