ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Л.Н.Крылова, учитель русского языка и литературы
Коммунальное государственное учреждение «Школа-лицей №6 отдела образования акимата города Экибастуз»

В работе показано видение системы работы учителя по повышению качества обучения через формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка.
Изучение программы «Культура речи. Деловое общение и письмо» позволяет учащимся овладеть видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения.
Предложенная система компетентностно - ориентированных заданий формирует у учащихся умения и навыки написания сочинения, развивает их творческое мышление, интеллектуальные способности, связанные с анализом текста и созданием письменного высказывания.

Жұмыста мұғалімнің орыс тілі сабағында коммуникативті құзыреттілікті қалыптастыру арқылы оқу сапасын көтеру жүйесі көрсетілген.
«Культура речи. Деловое общение и письмо» бағдарламасын игеру оқушылардың түрлі жағдайлардағы қарым-қатынаста, ауызша және жазбаша тіл мәдениетін меңгеруіне мүмкіндік береді.
Ұсынылып отырған құзыреттілік бағытындағы тапсырмалар жүйесі оқушылардың шығарма жазу біліктілігі мен дағдысын қалыптастырады, олардың мәтін талдауы мен ойын жазбаша білдіруіне байланысты шығармашылық ойлау, интеллектуалдық  қабілетін дамытады.

It is shown a vision of the teacher's work to improve the quality of education through the formation of communicative competence at Russian lessons. Study program "Culture of speech. Business communication and writing " allows students to master the kinds of speech activity and culture basics of speech and writing in different communication situations .
The proposed system competence - oriented jobs generates students the skills of writing essays , developing their creativity, intellectual ability , related to the analysis of the text and the creation of a written statement.

В системе среднего образования русский язык   занимает ведущее место среди предметов гуманитарного цикла. Главная цель обучения заключается в формировании языковой личности на основе лингвистической, языковой, коммуникативной, этнокультурологической компетентностей и их углубления в старшем классе. Поиск эффективных методов, как учить, как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению, каким способом деятельности - стала задачей учителей, в том числе и моей.

В данной работе хочу показать свое видение системы работы учителя по повышению качества обучения через формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка.

Современная школа предъявляет новые требования к знаниям учащихся по русскому языку. Становится необходимым в разных сферах и ситуациях общения обучение учащихся коммуникативным умениям и навыкам свободного владения русским литературным языком, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самоусовершенствовании[1,2,3]. Умение четко и ясно выразить мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов, экономистов и т.д. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги[4]. С этой целью составлена программа элективного курса «Культура речи. Деловое общение и письмо», которая направлена на практическую подготовку учащихся в сфере делового и повседневного общения, умение грамотного отбора языкового материала. Программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентностей учащихся. Данный курс помогает ученикам оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области гуманитарного профиля, способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний. Учащиеся овладевают видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности, обогащают словарный запас и грамматический строй речи, осознают язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры делового общения.

В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития общества курс «Культура речи. Деловое общение и письмо» актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении, так как систематической работы по развитию умелого делового общения и оформления деловых бумаг в школе не проводится в связи с недостатком времени, поэтому серьезного представления об этом учащиеся не имеют. Данный курс призван усилить внимание к проблеме делового общения и письма, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.

Чтобы школа стала для ребенка основой его дальнейшего социального и гражданского успеха, необходимо создание новой школы, построенной на деятельностном, компетентностном, личностно - ориентированном подходах к обучению. В содержании образования в новой парадигме особое место должно отводиться компетентностно - ориентированным заданиям, которые способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико - ориентированной основе[5]. Учащийся, осваивая универсальные способы деятельности, решает личностно - значимые проблемы посредством предметных знаний. Формирование коммуникативной компетентности осуществляется посредством компетентностно - ориентированных заданий, которые позволяют обеспечить овладение речью и предполагают неодинаковый характер ответов учащихся и создают условия для выхода в свободную речь в социально- культурной сфере[6]. Использование в процессе обучения компетентностно - ориентированных заданий позволяет:

  1. развивать мотивацию обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности, к решению возникающих проблем, освоению социокультурной среды;
  2. актуализировать предметные знания в целях решения личностно - значимых проблем на деятельностной основе;
  3. создать возможность партнерских взаимоотношений между учителем и обучающимися. Предлагаю некоторые варианты составления компетентностно - ориентированных заданий.      
  4. Составьте письменное высказывание на тему «Текст - это единое целое, потому что...».
  5. В редакции из-за сбоя компьютера перепутали предложения,
  6. За это его восхваляют и в песнях, и в пословицах, и в поговорках. 2) Оперен сокол так же, как и   все летающие птицы, представляя в воздухе непроницаемое целое из перьев. 3) При этом он свободно и красиво плавает в воздушном пространстве, и вся фигура его отличается мягкими контурами, которые делают из сокола красавца.
  7. Прочитайте стихотворение Тима Собакина «До будущего лета».
  8. Установите последовательность пунктов памятки, обозначив

тема

Компетентностно - ориентированные задания

1.Понятие о тексте

поэтому нарушился смысл и текст «рассыпался». Восстановите правильную последовательность предложений в тексте.

Нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению.

2.План текста

цифрами правильный порядок действий при составлении плана текста.

КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН ТЕКСТА

  • Озаглавьте каждую часть текста.
  • Расположите заголовки по порядку.
  • Вначале внимательно прочитайте текст.
  • Проверьте, все ли содержание текста отражено в плане.
  • Определите тему и основную мысль текста.
  • Выделите смысловые части текста
  • Запишите эти заголовки- план текста.

3.Стили речи

  1. Составьте схему «Стили речи».
  2. Пользуясь учебником, справочной и художественной литературой,
  3. Какими рисунками вы можете проиллюстрировать стили речи?
  4. Составьте текст о дельфине, использую стили речи: а)
  5. Напишите заметку в школьную газету.
  6. Установите соответствие

раскройте особенности одного из стилей.

Стиль речи:

Сфера применения:

Цель общения:

Речевые жанры:

Языковые средства:

художественный, б) научный.

4.Типы речи и их признаки

Признаки типа речи

Тип речи

  1. Событие 1 + событие 2 + событие 3=…
  2. Признак 1+ признак 2 = признак 3=…
  3. Суждение 1 + суждение 2 + суждение 3 =…

А.Рассуждение

Б.Повествование

В.Описание

  1. Докажите принадлежность данного текста к определенному типу речи. Запишите свое доказательство, используя образец. Следите за правильностью оформления своей записи:
  2. Напишите SMS - сообщения, в которых вы поздравите: а) друга с
  3. Представьте, что вы пишите письмо другу, живущему в другом
  4. Сочините свое четверостишие, которое начиналось бы словами «Как
  5. Используя тип речи рассуждение, напишите, что вам   интересно
  6. По предложенному началу Двух мальчиков дождь застал у
  7. Сформулируйте тезис к сочинениям на темы:
  8. Можно ли победить зло?
  9. Можно ли разрешить детям смотреть долго телевизор?
  10. Важно ли заниматься спортом?
  11. Полезно ли читать?
  12. Интересно ли наблюдать за жизнью животных?
  13. Прочитайте тезис и приведите письменные доказательства,
  14. Разделяете ли вы мнение о том, что осень- удивительная пора года?
  15. О спорности вопроса.
  16. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. На сайте: http: www.eidos.ru/journal. 2005, 09
  17. Выготский Л.С. Психология искусства. М.:Лабиринт,1997
  18. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос». На сайте: www: eidos.ru.news.compet.htm.
    4. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
    5. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. – 2003. - №10.

Мне понравился текст____________.

Я думаю, что этот текст относится к типу речи _____________, потому что, во-первых,_____, во-вторых,______.

Следовательно, _________.

НЕОБЫЧНЫЕ ЦВЕТЫ

   Это случилось в Голландии в 1734 году. Однажды дети играли на берегу моря. Почти у самой воды они увидели красный цветок. Они стали рассматривать его. Стебель был усажен красными цветочками, а листья у него были как у тюльпана. Цветочки чудесно пахли.

   Жители вспомнили, что месяц назад во время бури погиб генуэзский корабль. Обломки его находили на берегу. Наверно, ящики с луковицами незнакомого растения разбились о скалы. Луковицы, по-видимому, пустили корни, и растение зацвело.

     Жители собрали луковки и стали разводить эти цветы в своих садах.

   Вы, несомненно, знаете эти цветы. Это гиацинты.     (По Н.Верзилину).

днем рождения, б) одноклассника с первой пятеркой по контрольной работе, в) бабушку с Новым годом.

государстве. Что вы расскажете ему о нашей стране?

хорошо быть…»

делать и почему.

Мне очень интересно______________

Во-первых,_______. Во- вторых,__________

А самое главное-____________

картинной галереи продолжите текст так, чтобы у вас получилось: а) повествование, б) описание, в) рассуждение.

подтверждающие их. «Большая цель добра начинается с малого- с желания добра своим близким» (Д.Лихачев).

Напишите об этом. При рассуждении на эту тему используйте план текста и опорные слова.

ПЛАН ТЕКСТА

А. В начале и конце осени природа выглядит по-разному.

Б. Осенью бывает разная погода (тепло, холодно, сыро, дождь, снег, ветер).

В. Осенью у людей бывает разное настроение.

   2. Ваше мнение по данному вопросу.

А. Мне кажется…

Б. Я думаю (считаю, уверен,)…

В. По моему мнению (на мой взгляд)…

   3. Ваше отношение к противоположному мнению (с чем вы можете согласиться).

А. Разделяю мнение…

Б. Нельзя не согласиться…

В. Прелесть есть в том, что…

Г. Верю, что…

   4. Авторитетное мнение по данному вопросу ученого (писателя, специалиста, ссылка на материалы газет, журналов).

Предложенная система заданий формирует у учащихся коммуникативную компетентность, умения и навыки написания сочинения, развивает их творческое мышление, интеллектуальные способности, связанные с анализом текста и созданием своего собственного письменного высказывания. Разнообразные виды деятельности (работа с текстом, составление таблиц, схем, выполнение заданий тестовой формы, создание иллюстраций и др.) носят обучающий характер, что помогает ученику овладеть комплексом знаний, необходимых для создания письменного собственного высказывания.

Для формирования коммуникативной компетентности необходимо создавать условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня ее творческой активности и познавательного интереса [7]. Не секрет, что для многих учеников русский язык   не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Решение этой проблемы найдено. Систематически использую на уроках материал по краеведению. Такой материал повышает не только интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют родиной, расширяется интерес к ее истории [8].

krilova 2

Рисунок 1. Материалы « Родной край»

Таким образом, в результате многократного целенаправленного выполнения школьниками тренировочных заданий происходит качественное изменение их знаний, совершаемых действий. Учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности.

Безусловно, формирование коммуникативной компетентности на уроке требует системы в работе, но любая, даже отлаженная система не даст ожидаемого результата, без основы, которая начинает закладываться в начальных классах и продолжается в среднем звене.

Думается, что дальнейшая работа позволит оптимизировать процесс обучения учащихся на уроках, совершенствовать и развивать систему учебно - познавательной активности школьников и более эффективно осуществлять личностно - ориентированный подход в обучении, формировать коммуникативную компетентность. Предложенные методы и приемы формирования коммуникативной компетентности могут послужить арсеналом творческих форм работы с учащимися, началом к его расширению, подготовке на основе предложенных форм своих интересных заданий. Необходимо отметить, что применение на практике компетентностно - ориентированных заданий дает хорошие результаты.

krilova 1

Рисунок 2. Качество знаний по русскому языку

Библиографический список

 

6. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.
7. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. – 2004. - №5.
8.Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. М.: Просвещение, 1996. С. 237.