К ВОПРОСУ О МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

А.Б.  Асанова,  магистр гуманитарных наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков
Костанайский государственный педагогический институт ( г.Костанай)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Анализ научных исследований показывает, что методическая компетенция учителя ИЯ входит в число ключевых компетенций, на формирование которых обращает внимание современное профессиональное педагогическое образование. В статье уточняется определение методической компетенции будущих учителей ИЯ, даётся обоснование её основных характеристик (компонентов), сущности и структуры.

Ғылыми зерттеулердің сараптамасы бойынша мұғалімнің методикалық компетенциясы ең маңызды деп саналады, өйткені қазіргі заманғы педагогикалық білім осы мәселеге  көңіл бөледі. Осы мақалада болашақ шет тілі мұғалемдердің компетенциясы анықталады. Оның структурасымен негізгі компоненттері анықталған.

The analysis of the studies shows that the methodic competency of a foreign language teacher is one of the main competencies which are under consideration in the current professional pedagogical education. The paper describes the definition of the methodic competency of future foreign language teachers, its major characteristics (components), essence and structure.

В настоящее время в связи с процессами глобализации и вхождением Казахстана  в международное образовательное пространство особую значимость приобретает модернизация процесса иноязычной подготовки в высшей школе. Нашему обществу нужны специалисты, которые  способны  ориентироваться в поликультурном пространстве,  специалисты с высоким уровнем эрудиции и интеллекта. Это конкурентоспособные, максимально отвечающие требованиям социума, специалисты, владеющие не только багажом знаний, но и умеющие самостоятельно добывать эти знания, «мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт»[1]  и применять их в профессиональной деятельности. Одна из важнейших задач современной педагогической науки и практики –это поиск путей, обеспечивающих такую подготовку подрастающего поколения.
Педагогическая наука  называет  методическую компетенцию одной из важных составляющих профессиональной компетенции учителей ИЯ. Она  активно занимается поиском определения понятия методической компетенции и разработкой научно обоснованных рекомендаций по её формированию в условиях профессионального обучения. В научной педагогической литературе  методическая компетенция учителя ИЯ рассматривается, как умение владеть  методическими приёмами, направленными на введение, закрепление и тренировку языкового материала в определённой последовательности; на формирование умений в различных видах речевой деятельности и контроль уровня их сформированности; на организацию процесса обучения в целом и управление им. Не менее важным на наш взгляд является то что,  методическая компетенция рассматривается как система сформированных теоретических знаний в области методики преподавания иностранных языков и комплексных методических умений, обеспечивающих осуществление основных педагогических функций - конструктивно-планирующей, организаторской и контролирующей, которые выделяются в качестве ведущих для учителя ИЯ.
И.А. Зимняя в рамках общей методической компетенции учителя ИЯ выделяет следующие составляющие: 1) методическая компетенция по формированию речевых навыков (фонетических, лексических и грамматических) в начальной, основной и старшей школе; 2) методическая компетенция по обучению экспрессивным видам речевой деятельности в начальной, основной и старшей школе; 3) методическая компетенция по обучению рецептивным видам речевой деятельности в начальной, основной и старшей школе. [2]
 По мнению Н.Д. Гальсковой  методическая компетенция складывается из совокупности профессиональных знаний и умений на практике применять эти знания, переносить приобретаемые знания и умения в новые условия обучения, а также положительного отношения к своей профессиональной деятельности.
Другой лингвист Е.И. Пассов использует несколько другую терминологию, вводя понятие «методическая культура». Раскрывая это понятие, Е.И. Пассов включает в него четыре компонента: 1) знания обо всех компонентах процесса обучения: целях, средствах, объекте, результатах, приёмах обучения, о себе самом как учителе; 2) опыт осуществления приёмов профессиональной деятельности (репродукция культуры); 3) творчество как преобразование и перенос приёмов обучения (продукция нового в обучении); 4) обращённый на схему ценностей личности опыт эмоционального отношения к профессиональной деятельности. [3]
Существуют и другие особенности методической компетенции.  Так, например, согласно концепции А.А. Леонтьева и И.А. Зимней:
1. Методическая компетенция представляет собой совокупность методических знаний, операционно-методических и психолого-педагогических умений, формируемых в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка, а также технологической готовности профессионально использовать в учебном процессе современные информационные и коммуникационные обучающие технологии, методики и приёмы, адаптируя их к различным педагогическим ситуациям.
2. Методическая компетенция формируется в процессе профессиональной подготовки учителя и, как результат, формирует его ценностные ориентиры, а также готовность к творческой самореализации в педагогической деятельности.
3. Методическая компетенция предполагает способность к методической рефлексии, умение критически оценивать и переосмысливать качества собственной обучающей деятельности, анализировать используемые приёмы и упражнения с точки зрения их эффективности. [4]
Так Е.Н. Соловова считает, что  методическая компетенция  состоит из следующих элементов: 1) знания, навыки и умения; 2) способность и готовность применять их при осуществлении педагогической деятельности, которая базируется на  профессионально значимых качествах личности как самостоятельность и инициативность в решении профессиональных задач; непредвзятость в суждениях и мнениях и широта взглядов; контактность и коммуникабельность; наблюдательность и изобретательность; гуманно-этические установки (толерантность, эмпатия); доброжелательность и психологическая стабильность; социальная активность и креативность; чувство профессионального долга и личная ответственность; готовность слушать и слышать собеседника; 3) способность к профессиональной рефлексии и самоанализу; 4) положительное эмоциональное отношение к профессии.[5]
Таким образом, изучив несколько определений понятий о методической компетенции, мы  даем  собственное определение. Мы определяем компетенцию как способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на активное самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на её успешное включение в трудовую деятельность. Под методической компетенцией будущих учителей ИЯ мы понимаем совокупность предметных знаний, методических умений и навыков в области обучения иностранным языкам, а также личностных качеств, методического мышления, способности к профессиональной рефлексии и самоанализу, готовности к творческой самореализации в педагогической деятельности, положительного эмоционального отношения к профессии, необходимых для качественной продуктивной профессионально-педагогической деятельности.
И.А. Зимняя указывает на то,  что любая актуальная компетенция включает в себя характеристики (мы называем их компонентами), благодаря которым категория компетенции содержательно наполняется собственно личностными составляющими, включая мотивацию. В результате исследования структуры и содержания методической компетенции будущих учителей ИЯ мы пришли к выводу, что она включает в себя: 1) мотивационно-ценностный, 2) когнитивный, 3) операционно-деятельностный, 4) оценочно - результативный компоненты.
Мотивационно-ценностный компонент (мотивы, отношения, ценности) подразумевает активность, побуждение, интерес, эмоциональное отношение к деятельности и включает в себя ценностное отношение студентов к будущей педагогической деятельности, удовлетворённость будущей профессиональной деятельностью, осознание социальной значимости профессии учителя, разносторонние интересы, наличие социальной активности, наличие творческих способностей. Когнитивный компонент (предметные знания) активизирует знания, умения и навыки; включает механизм, направленный на познание и понимание. Операционно-деятельностный компонент (методические умения и навыки) предполагает способность и готовность выполнять какие-либо осознанные действия, направленные на организацию и осуществление обучения иностранному языку. Оценочно-результативный компонент подразумевает способность будущего учителя правильно оценить результаты своей профессиональной деятельности; самостоятельно провести анализ результатов обучения предмету; выбрать соответствующие виды и формы контроля.
Взяв за основу элементы методической компетенции или методической культуры, предложенные Е.Н. Солововой и Е.И. Пассовым, мы выделяем в методической компетенции будущих учителей ИЯ следующие структурные элементы: 1) предметные знания; 2) методические умения и навыки; 3) способность и готовность их применять при осуществлении профессионально-педагогической деятельности; 4) профессионально значимые качества личности (самостоятельность инициативность в решении профессиональных задач; непредвзятость в суждениях и мнениях и широта взглядов; контактность и коммуникабельность; наблюдательность и изобретательность; гуманно-этические установки - толерантность, эмпатия; доброжелательность и психологическая стабильность; социальная активность и креативность; чувство профессионального долга и личная ответственность; готовность слушать и слышать собеседника); 5) элементы методического мышления, включая способность к профессиональной рефлексии и самоанализу; 6) готовность к творческой самореализации; 7) положительное эмоциональное отношение к будущей профессии.
Таким образом, обобщив научный педагогический опыт в области исследования понятия методической компетенции учителя ИЯ, нам удалось уточнить определение методической компетенции будущих учителей ИЯ, выявить её основные характеристики и структурные элементы. В результате можно утверждать, что выявлена сущность методической компетенции будущих учителей ИЯ, которая состоит: 1) в наличии у выпускника педагогического вуза сформированных знаний предмета, то есть иностранного языка; 2) умений и способностей преподавать иностранный язык; 3) в осознании значимости своей будущей профессии, определении себя как специалиста в своей профессиональной области; 4) в понимании ответственности за результаты своей деятельности.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Шишов, С.Е. Мониторинг качества  образования в школе [Текст] /          С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998.  – 354 с.
2.    Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования./Интернет – журнал «Эйдос». Раздел «Модернизация образования». – 2003.
3.    Пассов Е.И. Учитель иностранного языка: мастерство и личность./Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.Б. Царькова – М.: Просвещение, 1993. – 159 С.
4.    Зимняя И.А. Методическая компетенция учителя иностранного языка./Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. Под общей ред. М.К. Колковой. – СПб: КАРО. 2007. - 288 С.
5.    Соловова Е.Н. Интегративно-рефлексивный подход к формированию методической компетенции преподавателя иностранного языка: Дисс. д-ра пед. наук:13.00.02: М., 2004. 432 С.