МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКОНОМИКА» ПО ПРОФИЛЮ «ЭКОНОМИКА ТРУДА»

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Н.А. Шепелина, ст. преподаватель
Курганский филиал Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений» (г. Курган)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мақалада «Экономика» бакалавр бағытта «Енбек экономикасы» профилі бойынша оқу-әдістемелік аспектісі және құзыреттіліктің қалыптасуы көрсетілген, «Экономика» бағыт бакалаврлардың кәсіби міндеттер кәсіби әрекет түрлерімен сәйкес ашылған. Мақалада жеке қасиеттер дамуының меңгеру мақсатымен, жалпы мәдениеттік және кәсіби құзыреттілік еңбек басқару облысында рұқсат беретін жеткілікті жоғары деңгеймен кәсіби қызметті іске асыру, «Енбек экономикасы» пәнінің құзыреттілік қалыптасуының мысалы келтірілген.

В данной статье представлен учебно-методический аспект формирования компетенций бакалавров направления «Экономика» по профилю «Экономика труда», раскрыты профессиональные задачи бакалавра по направлению «Экономика», в соответствие с видами профессиональной деятельности. В статье приведен пример формирования компетенций по дисциплине «Экономика труда», целью освоения которой является развитие личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих на достаточно высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность в области управления трудом.

The article discusses learning and teaching aspect of competency building for Bachelors of Economics majoring in Labor Economics; it gives the example of competency building in Labor Economics aimed at development of personal qualities, building cultural and professional competencies required for high level professional activity in the sphere of Labor Economics.

В соответствие с требованиями образовательных стандартов нового поколения основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1].
Россия с 2011г. перешла на новую систему обучения, в основе которой лежит компетентностный подход. И традиционное обучение, и обучение на условиях компетентностного подхода опираются на требования образовательных стандартов и квалификационных требований, относящихся к той или иной специальности. По окончании вуза выпускники должны обладать определенным набором знаний, умений и навыков. В соответствие с новым подходом, компетенциями, т.е. способностью конвертировать знания, умения, навыки в практику. В отличие от термина «квалификация» компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний, умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [2].
ООП бакалавриата по направлению «Экономика» профиля «Экономика труда» имеет своей целью методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и на этой основе подготовить высококвалифицированных специалистов, владеющих современными теоретическими и методическими знаниями в области экономики труда, способных на основе этих знаний анализировать и прогнозировать тенденции развития рынка труда и занятости, а также способных формировать стратегию и тактику организации трудаи управления человеческими ресурсами на микроуровне, что обеспечит успешное развитие организации любой формы собственности, её конкурентоспособность на рынке, стабильное социально-экономическое развитие, развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по реализуемому направлению подготовки.[3]
Цель (миссия) ООП бакалавриата по направлению 080100 – Экономика по профилю «Экономика труда» состоит в способности:
- дать качественные базовые гуманитарные, социальные, экономические, математические и естественно-научные знания, востребованные обществом;
- создать условия для овладения универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
- сформировать социально-личностные качества выпускников: целеустремленность, организованность, трудолюбие, коммуникабельность, умение работать в коллективе, ответственность за конечный результат своей профессиональной деятельности, гражданственность, толерантность;
- повышение их общей культуры, способности самостоятельно приобретать и применять новые знания и умения;
- формирование профессиональных компетенций, таких как умениеэкономиста подготовить исходные данные для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- анализировать и интерпретировать показатели, характеризующие социально-экономические процессы и явления на микро- и макро - уровне как в России, так и за рубежом;
- проводить статистические обследования, опросы, анкетирования ипервичную обработку их результатов;
- преподавать экономические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального,
среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.[6]
Бакалавр по направлению подготовки 080100 Экономика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
1)расчетно-экономическая деятельность:
- подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
- разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;
2)аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
- поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;
- обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
- построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
- анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;
- подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;
- проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;
- участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;
3)организационно-управленческая деятельность:
- участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;
- организация выполнения порученного этапа работы;
- оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;
- участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений;
4)педагогическая деятельность:
- преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
- владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
- владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
- владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
1) расчетно-экономическая деятельность:
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рас-считать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
2)аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
3)организационно-управленческая деятельность
- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);            - способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);                   
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических по-следствий (ПК-13);                                    
4)педагогическая деятельность:
- способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);                                                    
- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15). [5]
Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.                        

Целью освоения дисциплины «Экономика труда» является развитие личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций на основе гармоничного сочетания научной и профессиональной подготовки будущих специалистов, с использованием лучшего отечественного и зарубежного опыта в образовании, позволяющих на достаточно высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность в области управления трудом.                                            

Данная дисциплина включена в профессиональный цикл основной образовательной программы и входит в вариативную часть данного цикла (Б3.В13).       

Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.                        Процесс изучения дисциплины «Экономика труда» направлен на формирование следующих компетенций:
- общекультурных (ОК – 1, 4, 5);
- профессиональных (ПК – 1,2,3,4,9,13);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- показатели эффективности труда, показатели уровня и динамики производительности труда, сущность заработной платы, элементы тарифной системы, формы и системы оплаты труда, особенности оплаты труда работников бюджетной сферы, структуру средств на оплату труда (ОК-1);
- закономерности функционирования современной экономики труда на макро и микро – уровнях, понятия уровня жизни населения и его показатели, показатели уровня заработной платы (ОК-3 );
- основные нормативно-правовые документы, регулирующие трудовую сферу (ОК-5);
- основные понятия, категории, статистические данные для расчета основных показателей по дисциплине ( ПК- 1);
- методику расчета заработной платы персонала, численности работников, показателей производительности труда (ПК-2);
- показатели уровня жизни населения, эффективности труда, факторы роста производительности труда, структуру фонда оплаты труда (ПК-4);
- отечественный и зарубежный опыт в повышении эффективности труда, прогрессивных форм и систем оплаты труда (ПК-9);
- показатели эффективности труда, эффективности использования персонала, эффективности использования средств на оплату труда (ПК-13);
Уметь:                                                
- выявлять резервы роста производительности труда, построить систему премирования работников (ОК-1);
- проводить анализ социально-экономических процессов в трудовой сфере, показателей уровня жизни населения ( между странами, между субъектами РФ), показателей уровня заработной платы ( по отраслям, по субъектам РФ (ОК-4);
- применять нормативно правовую документацию в регулировании социально трудовых отношений (ОК-5);
- осуществлять сбор, анализ технико-экономических данных для расчета показателей уровня жизни населения, уровня заработной платы населения, уровня производительности труда (ПК-1);
- определять показатели производительности труда, численность персонала в зависимости от его категорий, заработную плату работников при применении различных форм и систем оплаты труда (ПК-2);
- рассчитывать плановые показатели производительности труда, рассчитывать плановый фонд оплаты труда, планировать среднюю заработную плату различных категорий работников, планировать численность персонала, выявлять проблемы при планировании основных трудовых показателей (ПК-3);
- проводить анализ показателей уровня жизни населения, показателей эффективности труда, фонда оплаты труда по категориям работающий, показателей заработной платы ( по категориям, по субъектам РФ, по отраслям), уровня и динамики трудовых показателей организации, фонда рабочего времени (ПК-4);
    - использовать отечественный и зарубежный опыт по обеспечению роста производительности труда, организации оплаты труда (ПК-9);
    - рассчитать показатели эффективности труда, эффективности использования персонала, эффективности использования средств на оплату труда ( ПК-13);
Владеть:
- навыками определения показателей эффективности труда, методами формирования средств на оплату труда, методами определения численности персонала (ОК-1);
- навыками анализа социально-экономических показателей (страны, региона), методикой определения показателей уровня жизни населения (ОК- 4);
- навыками использования нормативно-правовых документов в сфере труда (ОК-5);
- навыками сбора и обобщения информации для расчета основных показателей (ПК-1);
- методикой определения уровня и динамики производительности труда работников организации, приемами расчета численности персонала, методами расчета заработной платы при применении различных форм и систем оплаты труда (ПК-2);
- навыками планирования показателей производительности труда, методами расчета потребности в персонале, методами планирования средств на оплату труда, фонда рабочего времени, заработной платы различных категорий работников (ПК-3);
- методикой определения эффективности показателей уровня жизни населения, эффективности использования рабочего времени, эффективности использования средств на оплату труда, эффективности использования персонала организации ( ПК-4)
- навыками применения информации по резервам роста производительности труда, эффективных систем и форм оплаты труда, систем премирования работников (ПК-9);
- методикой расчета показателей эффективности труда, эффективности использования персонала, эффективности использования средств на оплату труда ( ПК-13).
Дисциплина «Экономика труда» относится к профильным дисциплинам профессионального цикла.
Изучение дисциплины базируется на компетенциях, приобретенных при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического (Б.1), математического и естественнонаучного (Б.2) и профессионального (Б.3) циклов в соответствии ФГОС ВПО по направлению 080100 «Экономика» и ПрООп ВПО по данному направлению.
ООП ВПО по данному направлению призвана стать проводником перспективных отечественных и международных тенденций развития высшего образования, исходя из стратегических интересов и культурно- образовательных традиций России, обеспечить оптимальное сочетание универсальности, фундаментальности высшего образования и практической направленности, воспитание нового поколения граждан России.    

Литература:

1.Ищенко Н.В. Деловая игра как один из приемов формирования компетенций бакалавра менеджмента//Формирование компетенций в практике преподавания социально-экономических дисциплин в вузе. Тематический сборник научных трудов/ Редколлегия: Роговая В.Г., Косовских С.В. – Курган:2013. – 159с.
2. Корюкина Н.В. Необходимость формирования компетенций бакалавров вуза в соответствие общемировой тенденцией, направленной на развитие системы непрерывного высшего образования// Формирование компетенций в практике преподавания социально-экономических дисциплин в вузе. Тематический сборник научных трудов/ Редколлегия: Роговая В.Г., Косовских С.В. – Курган:2013. – 159с.
Интернет-ресурсы:
3.http://rudocs.exdat.com/docs/index-571978.html    
4.http://ich.tsu.ru/Teachers/Documents/FGOS_ME.doc
5.http://ed.dgu.ru/Content/OOP/080100.62 trud.pdf
6.http://www.isea.ru/edu/vpo/2level/files\8\2011/080100 Экономика - Экономика нефтегазового комплекса.pdf