О ЗНАЧЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РОССИЙСКОМ МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАНИИ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

С.П. Рушкова, старший преподаватель
Курганский филиал Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений» (г. Курган)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Қазіргі заманда білім және технологиялардың ақпараттрмен алмасу өзгеше қозғалыс күшімен дамуының экономикалық қауымдастықтың білім беру процессі құзыреттілік дарыту өзгеше болады. Мақалада болашақ қаржы менеджерге құзыреттілік дарыту спецификалық мағынаны білім мен IT-технологиялардың синтезі қарастырылған.

Образовательный процесс по привитию компетенций имеет особую отличительную особенность, состоящую в том, что движущей силой развития экономического сообщества в настоящее время являются знания и технологии обмена информацией. В статье рассматривается синтез знаний и ИТ-технологий как специфическое содержание компетенций, прививаемых будущему финансовому менеджеру.

Educational process focused on building competencies has a distinct peculiarity, which involves knowledge and information exchange technologies as a driving power in economic society nowadays. The article discusses the fusion of knowledge and information technologies as a specific subject matter of competencies for a future financial manager.

Перспективное развитие современной России напрямую связано с реализацией инновационного и инвестиционного развития российской экономики. Кроме того, главной движущей силой развития экономического сообщества в настоящее время становятся знания и технологии обмена информацией. Неотвратимым становится превращение процессов производства для значительной части населения в разновидность творческой деятельности. Основной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей. Сейчас везде необходимо быть конкурентоспособным специалистом, обладая какими-либо преимуществами и новациями. Однако когда новация становится достоянием многих, она перестает быть преимуществом. Как следствие, залогом успеха в бизнесе становится скорость новаций, которую можно определить как степень овладения компетенциями как в процессе обучения, так и самообучения. Этот факт является серьёзным аргументом необходимости повышения эффективности уровня образования и креативности работников.
Происходящие сегодня изменения в системе управления хозяйствующими субъектами, принятие управленческими системами международных стандартов определяют необходимость инноваций, в том числе, в сфере высшего профессионального образования. Преобразования направлены прежде всего на интеграцию образования, науки и производства с целью приоритетного развития научных исследований, инновационных разработок, ориентированных на становление экономики и общества, основанного на знаниях. В этом ключе важно обеспечить формирование высоких профессиональных компетенций выпускников профильных вузов, так как именно эти выпускники в дальнейшем и будут определять экономическую политику государства.
Ключевым фактором в формировании компетенций будущего специалиста является интеллект, который должен адаптироваться к условиям глобальной информационной среды. Интеллект в теории менеджмента представляет собой способность человека познавать, мыслить. В итоге приобретается умение применить знания в процессах анализа, творчества, принятия решений и, значит, интеллект приобретает значимость капитала. Обладателя такого капитала можно назвать «богатой личностью», способным к различным способам самовыражения, в том числе в виде материального успеха. Измерителями интеллекта как капитала являются совокупные издержки, зависящие от уровня национальной экономики, к которым относятся затраты по воспитанию, на образование, на поддержание здоровья, работоспособности, освоение ценностей культуры и искусства и др.
В менеджменте интеллект представляется результатом самопознания личности в процессах повышения значимости и регулирования знаний. Интеллект как продукт труда, созданный в процессе образования и воспитания и представляющий ценность, становится достоянием менеджера в формах его этики, правил и стандартов поведения и самоконтроля.
Интеллект, являясь продуктом и инструментом жизнедеятельности менеджера, необходим для его профессиональной деятельности.
В практике менеджмента интеллект выступает критерием оценки человеческой деятельности. Он востребован в процессе подготовки современного менеджера, которому необходимо быть высокоинтеллектуальной личностью, конкурентоспособным специалистом. Главным инструментом формирования такого специалиста является образование, которое в современных условиях ФГОС призвано прививать студентам компетенции, чтобы овладеть компетентностью.
Признание важности терминов «компетенция» и «компетентность» в процедуре образовательного процесса поднимает значимость их трактовки. Компетентность - абсолютная способность выполнить работу с заданным уровнем качества; компетенция - формально выделенная обособленная часть (элемент, компонент) работы (полномочие). Наделяя современного менеджера компетенцией, менеджмент-образование должно создавать средства формирования его компетентности.
Образовательный процесс по привитию компетенций имеет особую отличительную особенность, состоящую в том, что движущей силой развития экономического сообщества в настоящее время являются знания и технологии обмена информацией. Новая экономика, основанная на знаниях, характеризуется тремя особенностями: она является информационной, сетевой и глобальной.
Информационная экономика означает, что конкурентоспособность промышленной организации зависит от способности менеджера генерировать, обрабатывать и использовать информацию, основанную на знаниях.
Сетевая экономика означает, что менеджмент организации имеет возможность функционирования с неограниченным числом хозяйствующих субъектов.
Глобальная экономика означает, что основные факторы и виды деятельности (производственная, инвестиционная, логистическая, финансовая), процессы (научных исследований, маркетинговых, сервисного обслуживания), управление и рынки могут осуществляться менеджментом организации в глобальном масштабе. К числу таких организационных форм бизнеса можно отнести е-трейдинг, е-банкинг, е-коммерция, ISP-поставщики интернет-услуг, KDD- система обнаружения новых знаний в хранилищах данных, WF-системы электронного документооборота и многое другое.
Таким образом, в условиях новой экономики ключевым фактором успеха для организации становится не только использование знаний как таковых, но и скорость их распространения по коммуникациям, то есть синтез знаний и ИТ-технологий являются реальным инструментом при принятии финансовым менеджером управленческих решений.
Указанный синтез знаний и ИТ-технологии являются специфическим содержанием компетенций, прививаемых будущему финансовому менеджеру. Приобретение компетенций позволит финансовому менеджеру уметь мыслить рационально и эффективно, действовать целесообразно, творчески реагировать на информационные и технологические изменения и др. Для достижения этих качеств в образовании менеджера преподавательскому корпусу следует внедрять и использовать следующие когнитивные процедуры:-расширение диалогических, эмоционально-образных и логических компонентов познавательной деятельности;
-применение системного и комплексного аналитического знания;
-соединение разума и морально-этических компонентов;
-применение ситуационных, ролевых и деловых игр в инновационном поле для развития управления организацией;
-заинтересованное отношение преподавателей к новым оригинальным идеям и мнениям студентов, то есть активное познавательное сотрудничество;
-ориентация на индивидуальный подход в обучении;
-повышение времени интернет-мониторинга по оценке объёма и качества приобретаемых знаний и навыков и др.
Для успешной профессиональной деятельности финансовый менеджер должен целенаправленно использовать и формировать свой интеллект. Формирование интеллекта может проходить как в процессе обучения, так и самообразования, которое проходит распределённым во времени, и, следовательно, можно говорить о свойствах, измеримости и качестве интеллекта.
Свойства интеллекта отражают его ценность как капитала менеджера:
-первородность как результат усилий человека познать себя, окружение, систему знаний;
-подверженность влиянию среды и индивидов в окружении;
-цикличность развития в соответствии с жизненным циклом;
-агрегируемость, создающая условия для соединения граней интеллекта;
-преемственность - генетическая и гносеологическая обусловленность процесса формирования интеллекта индивида;
-диверсифицируемость в виде настраиваемости интеллекта на проблемы деятельности в заданной сфере предметной области менеджмента;
-инерционность создания и реализации, соизмеримой с периодом жизнедеятельности и трудовой деятельности человека.
В процессе эффективного менеджмент-образования создаётся интеллектуальный потенциал будущего финансового менеджера, которым необходимо умело управлять. Управление интеллектуальным потенциалом сводится к управлению ценностно-нормативным и когнитивным поведением человека как личности. Личностное развитие обусловлено целостной системой внутренних и внешних отношений человека к окружающей среде. В системе ограничений для целевой функции роста интеллектуального потенциала могут быть такие факторы как:
-противоречия в самой теории менеджмента;
-разнонаправленность преобразований в экономике;
-конфликт между правом расходования индивидуумом своего интеллекта индивидуально и формой его реализации, оценку которому определяет общество;
-социально-психологическая мотивация в системе концепции агентских отношений и др.
Приступая к реальной деятельности, финансовый менеджер испытывает развивающую силу природы реальной экономики. Разнообразие, которое предлагает сознанию менеджера бизнес-практика, способствует снижению или даже устранению указанных факторов ограничений. В итоге эффективное применение финансовым менеджером своего интеллектуального потенциала в экономическом измерении ведёт к наращиванию стоимости нематериальных активов, включению этой стоимости в цену товара и, соответственно, через капитализацию этих активов в бизнес.
Профессиональная подготовка ориентированного на практику выпускника невозможна без взаимодействия высших учебных заведений с работодателями. С одной стороны, бизнес-структуры должны формировать заказы на молодых специалистов соответствующего профиля, оказывать финансовую, техническую и информационную поддержку учебных заведений; принимать участие в проведении аттестации, проведении ярмарок вакансий, проведении независимого аудита образовательных услуг. С другой стороны, учебные заведения должны обеспечивать научное консультирование организаций и малых форм бизнеса по вопросам экономического развития бизнеса. Роль профильных учебных заведений должна заключаться в проведении целевой подготовки, отбора и тестирования студентов по заказам предприятий; в усилении мотивации студентов к получению знаний и научно-исследовательской работе; трудоустройстве студентов на базовых предприятиях после прохождения производственной практики и т.д.
Решая проблемы формирования компетентностного образования, учебные заведения при подготовке квалифицированных кадров по стандартам третьего поколения перенесли центр тяжести в учебном процессе на самостоятельную подготовку студентов, меняют подходы научной работы на кафедрах, активизируют научно-исследовательскую работу студентов, формируют у них большую самостоятельность, ответственность и инициативу и др. Одновременно достигается конкурентоспособность и устойчивость учебного заведения. Говоря об устойчивости любого вуза в образовательном пространстве, следует отметить, что параметрами для оценки устойчивости могут стать такие важные качества его деятельности, как улучшение имиджа вуза, повышение качества образования, стабильность ведущего кадрового потенциала, формирование положительной оценки вуза в студенческой и преподавательской среде.

Литература:

1.Материалы международной научно-практической конференции «Личность менеджера в современных условиях» от 19-20 апреля 2005г.-М.: ГУУ, 2005.
2.Совершенствование системы подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Предложения Минобрнауки России и РАН. Поручение Президента Российской Федерации от 6.01.05 №Пр-27
3.Соклакова И.В. Интеллектуальный потенциал: содержание и оценка//Актуальные проблемы управления: Сборник. – М.: ГУУ, 2008.
4.Стрика В. Управление инновациями.- В кн. «Информационные технологии в бизнесе» / Под ред. М. Желены. – СПб: Питер, 2002.