КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК ПОДГОТОВКА К ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Н.В Корюкина., старший преподаватель
Курганский филиал Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений»  (г. Курган)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Білім беру жүйесінің қызметі қоғамның шаруашылық әрекетінің өзгертілген шараларға тәуелді. Қазіргі өзгерістер ғылыми-техникалық прогресстің жылдамдату, техника мен технологиялардың өмірлік циклдің қысқарылуы, білімнің тиянақты жаңаруы, ұрпақтардың кәсіптік өмірдің қысқарылуымен байланысты. Білім беру жүйесі экономикалық мүдделер және шақыруларға жауап беру керек. Білім беру қызуреттілік тәсілі бойынша экономиканың негізгі құрамы болып табылады, білім беру технологиялардың қолдануы иілгіш күшімен, өзгертілген шарттарға тез сезінуге қабілетті болады.

Функционирование системы образования зависит от изменяющихся условий хозяйственной деятельности общества. Современные изменения связаны с ускорением научно-технического прогресса, сокращением жизненного цикла техники и технологии, постоянным обновлением знаний, сокращением профессиональной жизни поколений. Система образования должна научиться отвечать на новые экономические вызовы и запросы. Компетентностный подход в образовании становится необходимой составляющей экономики, в силу гибкости применяемых образовательных технологий, способных быстро реагировать на изменяющиеся условия.

Functioning of education system depends on the changing business environment. Recent changes are associated with the acceleration of scientific and technological progress, reduced life-cycle of engineering and technology, constant updating of knowledge, and reduction of professional life for the generations. The education system should learn to respond to the new economic challenges and demands. Competency building approach in education is becoming a necessary component of the economy due to flexibility of applied educational technologies capable to react quickly to changing business environment.

Функционирование системы образования зависит от изменяющихся условий хозяйственной деятельности общества. Переход экономики к новому шестому технологическому укладу влечёт за собой кардинальные изменения в хозяйственной деятельности общества, это связано с ускорением научно-технического прогресса, сокращением жизненного цикла техники и технологии, постоянным обновлением знаний, сокращением профессиональной жизни поколений.  В современных условиях система образования должна научиться готовить к эффективной деятельности новое поколение и корректировать способы деятельности действующего поколения, в соответствии с новыми экономическими вызовами и запросами. Компетентностный подход в образовании становится необходимой составляющей  изменяющейся экономики, в силу гибкости применяемых образовательных технологий, способных быстро реагировать на изменяющиеся условия.
Общеизвестно, что важнейшим фактором экономического развития любого государства является образование. Особое место в современном мире отводится высшему образованию, объясняется это тем, что сегодня, как никогда раньше, наука и технология определяют степень экономической жизнеспособности государств в мировом хозяйстве. К этому подталкивает острейшая конкуренция на мировом рынке, необходимость решения глобальных проблем современности, связанных с переходом на новый технологический уклад. Для движения России по новому пути развития, обеспечения ее национальных интересов и национальной безопасности, вопросы соответствия системы образования новым условиям хозяйствования, необходимо отнести к числу первоочередных. В этой связи актуально рассмотрение основных процессов происходящих в сфере образования на современном этапе.
Академическое образование 20-го века строилось по принципу ЗУНов. Считалось, что, обучаясь, будущий специалист должен получать теоретические  знания, умения решать задачи, на основе этих знаний, иметь навык решать эти задачи быстро. Это оправдывало себя в условиях статичного индустриального общества,  когда конвейерный способ производства одного продукта предполагал использование труда  многих работников, выполняющих определённую операцию  в течение всей жизни и требующих узкоспециализированных знаний, использовать которые можно было в течение всей  трудовой жизни. Сегодня требования к работникам изменяется, что находит своё отражение в новых подходах к системе образования [1].
Понятия «компетентностный подход, компетенции и компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Модернизация образования, т.е. обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда — в той или иной мере. Эта мера зависит от способности системы образования к изменениям, а сама эта способность во многом определяется подходом к постановке целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, оценке достигнутых результатов.
Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются и разрабатываются как в зарубежных, так и в отечественных научных кругах Е.В. Бондаревской,  И.А. Зимней, В.А. Кальней, С.В. Кульневичем, О.Е. Лебедевым, Е.А. Ленской, А.А. Пинским, Дж.  Равен., Р. Уайт,  В.Д. Шадриковым, С.Е. Шишовым, А.В. Хуторским, Б.Д. Элькониным и др.
Впервые понятия «компетенция» и «ключе¬вые компетенции» стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века, что было связано с проблемой опреде¬ления качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его професси¬ональной деятельности в организации.
Изначально компетенции стали противопос¬тавляться специальным знаниям и умениям, непосредственно связанным с реализацией конкретной профессиональной деятельности. Тем самым они стали противопоставляться понятию «квалификация» и начали рассмат¬риваться как самостоятельные универсаль¬ные составляющие любой профессиональной деятельности, влияющие на её успешную ре-ализацию[8]. Таким образом, проблематика компетенций попала в образование и со вре¬менем заняла в нём ведущее место.
Необходимость использования  компетентностного подхода в системе образования связывают с изменениями, происходящими в обществе. Сегодня главным изменением в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования,  является, по мнению некоторых учёных, ускорение темпов развития общества[5]. При этом не даётся  чёткого представления за счёт чего эти изменения происходят, и основной вывод который при этом делается заключается в том, что современный работник должен работать в команде, принимать самостоятельные решения, быть инициативным и способным к инновациям.
Есть и более конкретизированные выводы,  в частности системные изменения, которые произошли в мире труда и управления экономикой в последние десятилетия связывают с «информационным взрывом», возникшим вследствие использования информационных технологий, что привело к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, к ее быстрому старению и постоянному обновлению[3].
Действительно, с этим трудно не согласится, но как нам кажется, хотя это и возможно одна из ключевых причин оказывающих влияние на изменения, происходящие в обществе, но опираясь только на эти соображения не возможно выделить ключевые компетенции которыми должен обладать работник  в новых условиях хозяйствования и при этом выделить новые цели и задачи стоящие перед системой образования.
Так, автор делает вывод, что в подобных обстоя¬тельствах продуктивность профессиональ¬ной деятельности зависит не от обладания какой бы то ни было раз и навсегда заданной специальной информацией, а от умения ори¬ентироваться в информационных потоках, инициативности, умения справляться с про¬блемами, искать и использовать недостаю¬щие знания или другие ресурсы для достиже-ния поставленной цели. Это самостоя¬тельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а так¬же в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других нахо¬дить и применять нужную информацию, рабо¬тать в команде и т.д. Необходимость обучения подобным качест¬вам (компетенциям), заключает автор, по существу, и является ответом образования на вызовы современно¬го общества, которое характеризуется всё возрастающей сложностью и динамизмом. Выделение данных компетенций очень схоже с мнением о сопоставлении знаний и компетенций [7], в котором отмечается, что в отличие от привычных для российской образовательной системы ЗУНов, которые ранее оценивались в процессе обучения, компетенции переносят акцент с «знаниевого» компонента на поведенческий аспект. То есть компетенция — это не столько знание, сколько система наработанных поведенческих реакций, как себя вести (разумно, продуктивно, приемлемо для окружающих и т.п.) в стандартных и нестандартных профессиональных ситуациях.
Комментируя данное мнение, академик  РАН В.А. Васильев отмечает: «Можно сколько угодно записывать в «компетенциях», что специалист должен уметь вести себя в меняющемся мире: отказ от фундаментальности образования делает это заведомой фикцией» [2].
Роль фундаментального образования в компетентностном подходе описывает Ю.А. Шушкевич[9]. При этом он отмечает, что процесс модернизации системы образования необходимо связать с процессом перехода к новому технологическому укладу, представляющего дополнительные возможности и жизненные перспективы для общества.
Действительно, по мнению большинства экономистов, в основе преобразований происходящих в обществе лежит переход к новому – шестому технологическому укладу, наступление которого, положит начало очередной длительной «повышательной» волне «кондратьевского цикла», который основывается  на био- и нанотехнологиях, робототехнике и системах искусственного интеллекта.
По мнению специалистов, исходным пунктом новых научных достижений, лежащих в основе нового технологического уклада,  являются великие открытия пяти лидирующих наук: физики, химии, биологии,  кибернетики и космологии. В основе всех этих достижений в науке лежат новые законы микро- и макромира, с которыми ранее человек не сталкивался в своей практике и в научной деятельности. Значение этих открытий состоит в возможности глубокого изменения фундаментальных свойств вещества природы, создания многообразного мира «второй природы». Эти изменения обеспечивают резкий рост производительности труда, высвобождающий из сферы материального производства еще большие количества «свободного человеческого времени», и усиление мультидисциплинарности и многозадачности в профессиональной деятельности.
Согласно проведённым исследованиям, обществу, существующему в условиях шестого технологического уклада, потребуется порядка 60% экономически активных граждан, имеющих высшее образование[4].
Основной и ведущей формой высшего образования, по мнению Ю.А. Шушкевича,  должно будет стать высшее мультидисциплинарное образование, наделяющее будущих специалистов глубокими фундаментальными знаниями и знанием источников в рамках весьма широкой предметной области. Речь в этом случае будет идти не о специальности, а о компетенции. Так, с известной долей условности, как отмечает Ю.А. Шушкевич, можно будет свести несколько тысяч ныне существующих специальностей к пяти «мега-компетенциям»:
1 Общество (история, социология, юриспруденция, культурологи, география и т.д.).
2 Биоэкономика и биотехнологии (биология, химия, биофизика, материаловедение, генная инженерия, цифровые технологии).
3 Вещество и энергия (физика, химия, цифровые технологии)
4 Медицина и фармакология.
5 Математика (теоретическая, прикладная, моделирование).
Таким образом, одними авторами отмечаются лишь поведенческие реакции в компетентностном подходе, другими более глубокие изменения в системе образования.
Анализ перечня различных определений «компетенции» показал, что большинство авторов в своих определениях связывают компетенцию  с эффективным выполнением какой-либо деятельности или осуществления действия[6].
Тем не менее, в настоящее время не существует устоявшегося единственного определения содержания понятия «компетенция», также не существует единой  принятой классификации компетенций. Разные авторы вкладывают разный смысл в содержание этого понятия, а в разных странах используются их различные классификации. Не смотря на это, с нашей точки зрения, именно «компетентностный подход», в силу своей универсальности, способен помочь выявить различия в целях и задачах системы образования на различных этапах развития общества в рамках концепции технологических укладов, что будет способствовать пересмотру парадигм и технологий национальной сферы образования в интересах эффективного кадрового обеспечения потребностей экономики в новых условиях хозяйствования.

Литература:

1 Багрецов Н.Д. Шелепова Н.А. Современные подходы к оценке человеческого капитала//Вестник Алтайского государственного аграрного университета 2012. Т.90 № 4 С.94-96.
2 Васильев В.А.  Отказ от фундаментальности образования делает «компетенции» заведомой фикцией http://www.infocep.ru/
3 Иванов Д. В. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании http:edusite.ru
4 Карпенко М.П.  «Телеобучение» М.: СГА, 2008. 800 с.
5 Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-1.
6 Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практич. Пособие / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. – М.: Издательство Юрайт. 2014. – 315 с.
7 Шеваль  Е.В. Цель образования: знания или компетенции // «Образование» 11.2011 г. ТрВ № 85, c. 6-7.
8 Шепелина Н.А. Учебно-методический аспект в практике формирования компетенций бакалавров направления «Экономика»//Формирование компетенций в практике преподавания социально-экономических дисциплин в вузе. Тематический сборник научных трудов / Редколлегии: роговая В.Г., Косовских С.В.. – курган: 2013. С 119.
9 Шушкевич Ю.А. О целях и задачах реформы сферы образования России в условиях перехода к новому технологическому укладу 30-04-2013 http://oko-planet.su/