РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Т.С. Загузина, старший преподаватель
Курганский филиал Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений»  (г. Курган)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Болашақ мамандық туралы тұрақты ұсынылуы үшін кәсіби құзыреттелік қалыптасуы болуы мүмкін емес. Социологиялық сұрастыру бойынша оқушылар мен студенттер жоғары оқу орнының таңдау бойынша шәкірт мамандық туралы сырттай бағдар болады. Мақалада студенттің болашақ мамандығынына тізбектілген кіріспе туралы кәсіби бағдарлау жұмыстың жүйесі көрсетілген. Кәсіби бағдарлау жұмыстің жүйесі бірнеше кезеңдерден тұрады: болашақ мамандықпен танысуы, білімді бекіту және болашақ кәсіп туралы білімдерін тереңдетуі көрсетілген.

Формирование профессиональных компетенций невозможно без устойчивых представлений о будущей специальности. Проведение социологического опроса среди школьников и студентов показало, что учащиеся ориентируются на выбор вуза и имеют поверхностное представление о специальности. В статье рассматривается система профориентационной работы, основанная на последовательном введении студента в будущую специальность. Система профориентационной работы представлена несколькими этапами: ознакомление с будущей профессией, закрепление знаний и углубление представлений о будущей профессии.

Building professional competencies is impossible without accurate idea of the future profession. Data obtained during the opinion poll, conducted among the students of schools and universities, demonstrates that young people tend to choose a university and have a very vague concept of the profession. The article deals with the system of professional guidance based on gradual introduction of the students to their future profession. System of professional guidance includes several stages: initial introduction to future profession, consolidation and extension of knowledge of the future profession.

Компетентность подразумевает самореализацию личности, нахождение своего места в жизни. Подготовка современного специалиста, творчески применяющего полученные знания на практике невозможна без совместной работы студента, вуза и работодателя. В ФГОС ВПО подчеркивается «К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий, учреждений».
Работодатели предъявляют к высшей школе ряд претензий, и главные из них – это несоответствие теоретических знаний, получаемых в вузе, практике и недостаток практических навыков у молодых специалистов.
Изменение рыночных условий привело к тому, что работодатели стали активнее сотрудничать с вузами в поисках нужных им сотрудников. Сотрудничество работодателя и вуза может идти по нескольким направлениям:
- формирование компетенций, которыми должны обладать выпускники вуза;
- разработка новых образовательных программ;
- привлечение денежных средств;
- предоставление мест прохождения практики.
Что же означает категория компетентность? Одно из определений – я умею. Уметь – это умение  применять свои знания на практике. Прикладной характер знаний связан с реальной ситуацией в экономике, прежде всего своего региона. Компетентность – это готовность действовать в ситуации неопределенности, это эффективная деятельность по решению нестандартных задач, личностный подход и креативность.
Формирование компетентности студента, как будущего специалиста начинается с осознанного выбора будущей профессии. Если абитуриент, выбирая профессию, будет четко понимать, какие задачи потребуется решать ему на производстве, каким комплексом знаний, умений и навыков он должен обладать, то и знания в процессе обучения не будут усваиваться формально. На протяжении трех (2011-2013 г.г.) лет нами проводился социологический опрос студентов первого курса ОУП ВПО Курганского филиала Академии труда и социальных отношений и профессионально-ориентационное обследование учащихся старших классов (9-11 классы) школ города Кургана. Опрос и школьников, и студентов первого курса показал одинаковые результаты – при выборе будущей профессии учащиеся ориентируются больше на вуз и имеют очень поверхностное представление о будущей специальности и о рынке труда в рамках своей будущей специальности. По данным исследования можно сделать вывод, что дополнительную литературу по специальности читает менее 10% первокурсников, а 50% опрошенных вообще не интересуются информацией о выбранной специальности. На наш взгляд, формирование профессиональных компетенций невозможно без устойчивого интереса к выбранной профессиональной деятельности.
Для того, чтобы повысить интерес студентов к выбранной специальности нами разработана система профориентационной работы со студентами младших курсов, основанная на последовательном введении студента в будущую профессию.
На первом этапе происходит ознакомление с будущей профессией. Мы предлагаем студенческим группам первого курса принять участие в конкурсе «Реклама моей будущей профессии». Конкурс может быть проведен в рамках таких мероприятий, как посвящение в студенты, неделя факультета, день открытых дверей и т.д. В ходе подготовке к мероприятию участникам приходится провести серьезную самостоятельную работу с большим объемом информации о специальности, возможностях трудоустройства  и карьерного роста. Формат конкурса рекламы подразумевает  переосмысление и творческое представление полученных знаний. Мы проводили конкурс рекламы будущей профессии в рамках заседания бизнес-клуба, нас порадовал креативный подход студентов к представлению своей профессии: рекламный видеоролик, представление мини-спектакль, рекламный мультфильм, рекламное  выступление в форме агитбригады. Студентами были представлены особенности профессии, рассмотрены различные возможности трудоустройства и построения карьеры.
На втором этапе реализуется закрепление знаний о будущей профессии. Студенты первокурсники со своими рекламными разработками отправляются в школу и рассказывают учащимся 10-11 классов о своей специальности и о своем вузе – это может быть нетрадиционный классный час или круглый стол «Стремлюсь к студенчеству». Проведение этого мероприятия невозможно без профориентолога-маркетолога отдела довузовской подготовки, этот специалист должен взять на себя всю организационную часть мероприятия: договориться о месте и времени проведения с администрацией школы, подготовить студентов к выступлению, позаботиться о рекламных буклетах и т.д. От студентов потребуется выступать перед аудиторией, отвечать на нестандартные вопросы, аргументировать свою точку зрения.  
Для успешного проведения такого профориентационного мероприятия желательно, чтобы среди студентов-первокурсников был выпускник данной школы.
Во-первых, школьники лучше воспринимают информацию о специальности и о вузе, если перед ними выступает сверстник, которого они знают.
Во-вторых, первокурсник вуза и одинадцатиклассники, это люди, живущие в одном микрорайоне, и, скорее всего у ребят будет возможность пообщаться в неформальной обстановке, узнать больше о вузе и о специальности. Даже если ребята не встретятся в своем микрорайоне, у них будет возможность пообщаться в социальных сетях. В этом случае школьники будут знать, к кому обратиться  за информацией о данном вузе. Для успешной реализации данного этапа необходимо наличие высокой корпоративной культуры вуза. Его студенты и выпускники должны транслировать положительный имидж вуза и гордиться тем, что учатся в данном учебном заведении.  Для школьников – это настрой на осознанный выбор специальности и вуза. Для студентов – это возможность предстать перед учителями в новой роли, в новом качестве, научиться выступать перед аудиторией. Для вуза – это новый этап социального партнерства.
После того, как студенты подготовят рекламные ролики и несколько раз выступят в школах с презентацией своей профессии, они уже совершенно по-другому начинают воспринимать информацию о своей специальности в СМИ, на более высоком уровне относятся к занятиям по профессиональным дисциплинам.
На 2-3 курсе начинается реализация этапа углубления представлений о будущей профессии. В ФОГОС ВПО подчеркивается «В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер классы экспертов и специалистов». Свои рекламные ролики, своё видение будущей профессии студенты могут представить в рамках круглого стола выпускникам вуза и работодателям. На наш взгляд это должны быть разные мероприятия. При встрече с выпускниками вуза студенты представят свой взгляд на будущую профессию, а выпускники вуза расскажут, с какими они столкнулись  трудностями при трудоустройстве и начале трудовой деятельности. Круглый стол с работодателями поможет студентам узнать, какими компетенциями им необходимо овладеть для успешного продвижения по карьерной лестнице, сопоставит ожидания работодателей с теми компетенциями, которыми обладают выпускники вуза. Возможно, что в ходе круглого стола некоторые студенты смогут заинтересовать работодателей и начать свою трудовую деятельность.
Последний этап – погружение в свою профессию связан с получением  профессиональных знаний и прохождением практики. На этом этапе можно предложить такую форму работы как клуб молодых предпринимателей. В рамках клуба молодых предпринимателей организуются встречи и семинары. Семинары проводят предприниматели, бизнес-тренеры, специалисты налоговой службы, работники банковской сферы. Желательно к проведению данных семинаров привлекать максимально возможное число наиболее успешных выпускников вузов. Подготовка и проведение таких семинаров не составит труда, если в вузе активно работает «Ассоциация выпускников». Выпускники вуза могут привлекаться не только к проведению семинаров, но и к участию в промежуточной аттестации обучающихся, это позволит «создать условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям и будущей профессиональной деятельности…» (ФОГОС ВПО) Если прохождение первых трех этапов (ознакомление, закрепление, углубление) пройдёт успешно, то на этом этапе (погружение) знания будут усваиваться неформально, а творчески, не только знаю и умею, но и хочу, делаю и горжусь своим вузом и своей будущей профессией. Именно такая система работы поможет личности максимально самореализоваться и найти  своё место в жизни.