ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА»

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Ш.А. Данильченко, канд. ист. наук, доцент
Курганский филиал Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений»  (г. Курган)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мақалада гуманитарлық, әлеуметтік және экономикалық циклдің негізгі бөлімге кіретін «Саяси және экономика» пәнінің оқу процессінде құзыреттілік тәсіл қолдану ұйымдастыруының сұрақтары қарастырылған. «Саяси және экономика» оқу-әдістемелік кешенге кіретін құзыреттілік тәсілдің негізгі элементтер анықталған. Бастапқы құзыреттілік қалыптасуы үшін кешеннің құрамалына  жұмыс бағдарламасы, оқу құралы және әдістемелік нұсқаулар кіреді.

В статье рассматривается вопрос организации применения компетентностного подхода в процессе преподавания дисциплины «Политика и экономика», которая входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Определены основные элементы компетентностного подхода, заложенные в учебно-методическом комплексе дисциплины «Политика и экономика». Составляющими комплекса являются рабочая программа, учебное пособие и методические рекомендации, которые формируют ключевые компетенции.

The article discusses the implementation of competency building approach in teaching Politics and Economics, which is a component of the basic part of human, social and economic subjects. The main elements of competency building approach included in Politics and Economics teaching materials are defined. The components of the teaching materials are the following: a work program, study guide and methodological recommendations aimed at building the key competencies.

Модернизация содержания высшего образования в условиях информационного общества, проводимая в последние годы зависит от многих факторов и условий, ориентированных на выявление резервных возможностей качества подготовки будущих специалистов. Выявление резервных возможностей во многом связано с реализацией компетентностного подхода, который позволяет более ярко подчеркнуть практическую, действенную сторону и акцентировать внимание на результатах образования — ключевых компетенциях [1, с.34].
Понятие "компетентностный подход" получил распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этому понятию связано со стремлением определить необходимые изменения в высшем образовании, обусловленные реформами происходящими в обществе.
Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся. Тем не менее, можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [2].
С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнают студенты? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научатся студенты.
В настоящее время смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт студентов.
Применение компетентностного подхода при преподавании дисциплины «Политика и экономика» позволяет изменить сложившиеся стереотипы. Дисциплина входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Опираясь на имеющиеся знания студентов по гуманитарным дисциплинам ее основной целью является показать, как в реальной жизни общества взаимодействуют две его важнейшие подсистемы – политическая и экономическая. Задачами дисциплины являются формирование у студентов
представления о взаимодействии и взаимообусловленности экономической и политической сфер жизни общества и умения реально оценивать непосредственную и опосредованную связь хозяйственной жизни общества с политическими процессами, решениями, институтами.      
Для изучения курса «Политика и экономика» студент должен обладать знаниями, полученными ранее при изучении таких дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла как «Экономическая теория», «Политология», «Экономическая история», «История экономических учений».
В результате изучения базовой части цикла «Политика и экономика» студент должен будет знать  закономерности взаимодействия и взаимовлияния политической и экономической сфер общественной жизни,  основные политологические и экономические термины, и понятия, основные дискуссионные проблемы взаимодействия политики и экономики. Обучающиеся должны будут уметь анализировать и правильно соотносить политику и экономику, понимать процессы и явления, происходящие во взаимодействии политики и экономики, ориентироваться в политическом и экономических процессах современного общества, применять полученные знания и навыки для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, вести диалог, дискуссию, на основе полученных знаний, аргументировать свою точку зрению, извлекать и систематизировать информацию из различных источников. В процессе изучения дисциплины студенты смогут овладеть основными методологическими подходами к изучению политики и экономики,  основами политического и экономического мышления, навыками работы с библиографией, анализа литературы, навыками публичной речи, аргументации и полемики, способностью прогнозировать возможное развитие общественных процессов в будущем и занимать активную гражданскую позицию.
В процессе преподавания данной дисциплины  используется компетентностный подход, что дает студентам возможность освоить не только теоретические знания по изучаемому курсу, но и выработать общекультурные компетенции, ориентированные на их дальнейшее применение. На наш взгляд осмысление и выработка общепрофессиональных компетенций у студентов не возможна без полного освоения и выработки общекультурных компетенций. Это связано с тем, что именно совокупность указанных компетенций является базой, на основе которой можно сформировать общепрофессиональные компетенции. Представленное теоретическое обоснование связано со спецификой дисциплины. «Политика и экономика» относится к комплексу гуманитарных и социально-экономических теоретических дисциплин, в связи с этим практическое применение полученных знаний, проведение анализа политических событий в области экономических преобразований возможно только после изучения всего теоретического курса, что существенно отличает данную дисциплину от специальных практических дисциплин, при изучении которых формирование профессиональных компетенций происходит по мере их изучения.
Элементы компетентностного подхода заложены во всех составляющих учебно-методического комплекса дисциплины «Политика и экономика»
Наиболее важная по своей значимости составляющая – это программная часть. Прежде всего, здесь представлена аннотация дисциплины, позволяющая студентам определить значение «Политики и экономики». Обозначены цель изучения «Политики и экономики» для студентов направлений  «Управление персоналом», «Экономика», «Менеджмент» и задачи, которые решаются в ходе изучения данной дисциплины. Отражена связь с другими дисциплинами, в данном случае отмечены знания необходимые для изучения «Политики и экономики», а также знания и навыки необходимые как для дальнейшей учебы, так и будущей профессиональной деятельности. Кроме того, четко обозначены общекультурные компетенции, которые формируются при изучении курса «Политика и экономика».
В состав программной части учебно-методического комплекса дисциплины «Политика и экономика» входит рабочая программа, на основе содержания которой строятся последующие элементы комплекса дисциплины. Прежде всего, данная программа построена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, что является необходимым требованием при ее написании. Далее в ней отражены организационно-методические указания: цель курса, цель проведения практических занятий, связь с другими дисциплинами, сроки изучения дисциплины и ее структурный объем, а также формы контроля для студентов всех форм обучения.
В учебной рабочей программе рассматривается содержание курса, где представлен перечень тем лекционных занятий. Для лучшего представления студентов о теоретических вопросах, которые будут изучены в рамках дисциплины, дано краткое описание каждой темы. Таким образом, студенты могут провести параллель, каким объемом знаний в рамках полученной дисциплины они уже обладают, и какой материал им был бы интересен и необходим при дальнейшем обучении. В то же время раскрытие содержания каждой из лекционных тем позволяет студентам как очной, и особенно заочной форм обучения определить основные вопросы, рассматриваемые в рамках каждой из представленных тем при самостоятельной подготовке.
Выполнение самостоятельной работы студентами позволяет лучше закрепить знания, полученные в ходе изучения дисциплины и при написании реферата, доклада или сообщения студент определяет вопросы, которые недостаточно понятны для него и требуют дополнительного разъяснения преподавателем. Неотъемлемым положительным моментом написания работы является также формирование у студентов общекультурных компетенций, необходимых как при обучении, так и для дальнейшей профессиональной деятельности. В методических рекомендациях по изучению курса представлены контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины. Основными пользователями данной формы, предлагаемой самостоятельной работы являются студенты заочной и очной форм обучения, и главным элементом при подготовке к сдаче зачета будет считаться самостоятельная работа.
Последним составным элементом рабочей программы является учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. В данном случае представлен перечень списка литературы, который включает в себя основную и дополнительную литературу, программное обеспечение, интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы, рекомендуемого для использования в ходе выполнения самостоятельной работы студентами.
Следующей составляющей учебно-методического комплекса дисциплины «Политика и экономика» является учебное пособие, которое формирует у студентов как общекультурные, так и общепрофессиональные компетенции. Основными учебными пособиями являются «Политика и экономика» авторов С.В. Анюшин и А.А. Деревянченко и «Политология» А.Г. Грязновой. Структура данных учебных пособий начинается с введения, в которых отражена актуальность данной дисциплины и представленных к ним аннотаций.  Теоретическая основа, а именно краткое содержание тем лекционных и практических занятий, заканчивается перечнем контрольных вопросов для самопроверки, отвечая на которые студент формирует общекультурные компетенции. По лекционным и практическим занятиям, данный курс включает девять тем. Общая концепция сущности вопросов построена таким образом, чтобы студент при ответе на них использовал не только знания, полученные по данной теме, но также знания, полученные из предыдущих тем. Таким образом, у студента формируется не свод отдельных знаний по каждой из тем, а общее представление об изучаемой дисциплине.
Применение компетентностного подхода при разработке практических заданий, изложенных в  методическом рекомендациях предоставляет студентам возможность осознать значимость дисциплины в системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также применить полученные знания на практике, которые им придется решать в своей будущей профессиональной деятельности. Образовательный процесс на практических занятиях организуется таким образом, что обучающиеся постоянно ставятся в ситуацию решения вопроса о том как отнестись к явлению взаимодействию и взаимосвязи политической и экономической систем общества. При этом студенты выявляют объективные свойства двух сфер общественной жизни и определяют значение их взаимовлияния для развития общества. При выполнении практических заданий, у студентов формируется мотивация получения знаний по данной дисциплине.
Важным элементом компетентностного подхода является самообразование, на которое необходимо ориентироваться студенту. Сегодня это актуально, так как российская система образования должна соответствовать европейским стандартам в контексте Болонского процесса [3]. Эффективное развитие самообразования студентов при изучении дисциплины «Политика и экономика» определяется включением студентов в такие виды деятельности как работа с лекционным материалом, реферирование рекомендуемой литературы, поиск и обзор электронных источников информации, выступление в ходе семинарских занятий, анализ фактических материалов по темам, презентация информации, выполнение письменных домашних заданий. Широко используются на занятиях активные и интерактивные методы и формы обучения по таким темам как «Политический маркетинг» (интеллектуальная игра на тему «Политическая реклама»), «Бизнес и политика» (презентация на тему «Российский бизнес в политике»), «Россия в глобализирующемся мире» (дискуссия на тему «Место России в мировом сообществе» и «Плюсы и минусы вступления России в ВТО для Курганской области»).
В результате у студентов формируются такие общекультурные компетенции как: способность занимать и отстаивать активную гражданскую позицию по вопросам политических событий и экономических процессов во взаимосвязи, как в России, так и в мире, ориентироваться в мировом политическом и экономическом процессах, понимать закономерности взаимодействия политической и экономической сфер общественной жизни.
Таким образом, уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентность обозначает уровень образованности. И вузы должны понимать, что основной целью является формирование не вообще всех компетентностей, необходимых современному человеку, а только ключевых. Внедрение компетентностного подхода на занятиях способно радикально решить проблему развития познавательных способностей у студентов, преодолеть «знаниевый» перекос, способствовать полноценному развитию студентов. Необходимым условием компетентностного подхода становится формирование нового поколения примерных учебных программ и учебных пособий по дисциплине «Политика и экономика». Создать все перечисленные условия не просто, но, не используя компетентностный подход, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно.

Литература:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. – 2003. - №5. - С.34-42.
2. Реализация компетентстного подхода на уроках истории http://www otherreferats. allbest.ru / pedogogics.
3. Баликаева М.Б. Развитие самообразования студентов вузов в условиях реализации компетентстного подхода http://www referun.com/nrazvitie.samoobrazova.