ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Утилова Р.М., учитель русского языка и литературы
Средняя общеобразовательная школа № 21 (г.Павлодар)

Мақалада орыс тілі және әдебиет сабақтарында оқу-зерттеу іс-әрекетінде инновациялық  технологияларды қолдану мәселесі қарастырылған

В статье рассматривается проблема использования инновационных технологий обучения в учебно - исследовательской деятельности  обучающихся на уроках русского языка и литературы

The article discusses the problem of the use of innovative learning technologies in teaching and research activities of students at the lessons of Russian language and literature

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.
Следовательно, как справедливо замечают педагоги, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения. Среди современных образовательных технологий направленных на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления можно выделить технологию проектного обучения[1].
Проектное обучение имеет личностное - ориентированный характер, поскольку оно ориентируется на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, предусматривающую решение учеником или группой учащихся проблемы, которая требует, с одной стороны, использование различных средств и методов обучения, с другой - интегрирование знаний и умений из разных областей как интеллектуальной, так и практической деятельности. Технология проектного обучения способствует формированию у учащихся навыков исследовательской работы, к которым относится «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, умениями прогноза,… самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов».Все это делает актуальным размышления о путях организации исследовательской деятельности учащихся. И первое, что вызывает споры в современной педагогике и психологии, – это сходство и различие научного и учебного исследования. Организация  исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология, которая служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития  в современном обществе[2].
Применяя технологию проектного обучения, считаю необходимым в центре исследований на уроках русского языка и литературы давать задания учащимся, связанные, как правило, с программным материалом. Чтобы создать оптимальные условия для  творческого самовыражения ребенка в исследовательской практике, я вовлекаю учащихся в эту деятельность не только, когда ребенок сам желает заняться работой. В систему уроков по литературе, русскому языку, развитию речи включаются элементы поиска знаний индивидуального и группового, фрагменты микроисследований ребят. Эти моменты позволяют детям научиться строить связный монологический ответ, ощутить значимость самостоятельного открытия, дают возможность для выбора дальнейшего пути исследования.
В свой план работы по предмету я включаю варианты деятельности учащихся, предполагающие поиск нестандартных решений, микроисследования. Одним из приоритетных направлений работы с учащимися в данной системе  является организация исследовательской деятельности, главная цель которой – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий  характер, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности[3].
Исследовательская деятельность обосновывается как образовательная технология, средство комплексного решения задач воспитания, образования и развития личности в современном социуме (схема 1)

utilova 1

Темы исследовательских работ должны находиться в облас¬ти самоопределения в соответствии с личностными предпочте¬ниями каждого обучающегося. Формы работы - индивидуальные или мини - групповые. Работа над учебным исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пе¬режить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс, из скучной «принудиловки» в результативную созида¬тельную творческую деятельность.
Важный момент: для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь могут быть разнообразные формы:
•    урок - творческий отчет;
•    урок-защита идей;
•    урок - ролевая игра;
•    урок-семинар;
•    урок «Мой поэт», «Мой герой»;
•    урок открытых мыслей;
•    урок-конференция;
•    урок - круглый стол и т. д.
 Необходима также диагностика: выявление учащихся, склонных к определенному виду деятельности (разведчики, идеологи, оппоненты, иллюстраторы, архивариусы - серьезное название их должности подчеркнет важность их личного вклада в общее исследование). Как это выглядит это все на практике? Например, урок-защита идей по «Слову о полку Игореве». Мы работаем над языком «Слова о полку Игореве». Исходя из фразы Шкляревского  «В «Слове...» много простора, движения, звуков, красок», «идеологи» определяют следующие направления исследования:
•    цветовая гамма, составление спектра произведения;
•    звуковая гамма «Слова...»
•    глаголы движения в «Слове...»
•    топонимический словарь «Слова...»
•    география «Слова», составление карты
•    психологический портрет автора «Слова».
Интересна и такая форма урока, как урок - творческий отчет. Например, исследование «Золотой век русского театра» завершилось творческим отчетом -представлением с элементами интеллектуальной игры. Были для инсценировок взяты из произведений («Женитьба», «Маскарад», «Мертвые души» и др.) самые яркие сцены, иногда (например, по «Недорослю») выход актеров на сцену - только с самой яркой репликой героя. Были определены победители в номинациях «Команда знатоков», «Лучший актер», «Лучшая актриса», «Лучшая сцена».
Важный вывод моей работы в том, что темы исследований «зарождаются» одна из другой. Стоит только начать исследовать, к примеру, цветовую и числовую символику, «цветочные» символы, звуковую картину произведения, «язык жестов» героев, и открытия «ждут» учащихся в других литературных творениях, потому что ребята уже будут готовы к такому анализу. А исследованные ими излюбленные приемы авторов (например, прием Стивенсона, который сочинил «Остров сокровищ» по нарисованной им «пиратской карте») помогут ребятам справиться с творческими заданиями: созданием собственных сборников. Исследования на уроках русского языка не менее увлекательны. Состояние современного языка, процессы, которые в нем происходят, интересны школьникам. Компьютерная лексика и жаргон на страницах молодежных изданий, внедрение латинских символов в русскую графику (ЖАRА), бизнес-лексика, политическая метафора в зеркале времени – все это интересно старшеклассникам. Трактовка правил в веселой, запоминающейся форме (стихи, сказки, анекдоты) - все это интересно ученикам 5-6 классов. Подводя определённые итоги под своей работой, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Список литературы:
1.Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности в 7 классе.Текст / Русская словесность, 2000, № 4, С.67 - 71.
2.Басова Н.В. Педагогика и практическая психология .Текст/ Н.В. Басова. - Ростов-на-Дону, 1999, С.111-115.
3.Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Текст: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с.

Подробнее: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Утилова Р.М., учитель русского языка и литературы
Средняя общеобразовательная школа № 21 (г.Павлодар)

Мақалада орыс тілі және әдебиет сабақтарында оқу-зерттеу іс-әрекетінде инновациялық  технологияларды қолдану мәселесі қарастырылған

В статье рассматривается проблема использования инновационных технологий обучения в учебно - исследовательской деятельности  обучающихся на уроках русского языка и литературы

The article discusses the problem of the use of innovative learning technologies in teaching and research activities of students at the lessons of Russian language and literature

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.
Следовательно, как справедливо замечают педагоги, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения. Среди современных образовательных технологий направленных на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления можно выделить технологию проектного обучения[1].
Проектное обучение имеет личностное - ориентированный характер, поскольку оно ориентируется на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, предусматривающую решение учеником или группой учащихся проблемы, которая требует, с одной стороны, использование различных средств и методов обучения, с другой - интегрирование знаний и умений из разных областей как интеллектуальной, так и практической деятельности. Технология проектного обучения способствует формированию у учащихся навыков исследовательской работы, к которым относится «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, умениями прогноза,… самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов».Все это делает актуальным размышления о путях организации исследовательской деятельности учащихся. И первое, что вызывает споры в современной педагогике и психологии, – это сходство и различие научного и учебного исследования. Организация  исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология, которая служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития  в современном обществе[2].
Применяя технологию проектного обучения, считаю необходимым в центре исследований на уроках русского языка и литературы давать задания учащимся, связанные, как правило, с программным материалом. Чтобы создать оптимальные условия для  творческого самовыражения ребенка в исследовательской практике, я вовлекаю учащихся в эту деятельность не только, когда ребенок сам желает заняться работой. В систему уроков по литературе, русскому языку, развитию речи включаются элементы поиска знаний индивидуального и группового, фрагменты микроисследований ребят. Эти моменты позволяют детям научиться строить связный монологический ответ, ощутить значимость самостоятельного открытия, дают возможность для выбора дальнейшего пути исследования.
В свой план работы по предмету я включаю варианты деятельности учащихся, предполагающие поиск нестандартных решений, микроисследования. Одним из приоритетных направлений работы с учащимися в данной системе  является организация исследовательской деятельности, главная цель которой – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий  характер, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности[3].
Исследовательская деятельность обосновывается как образовательная технология, средство комплексного решения задач воспитания, образования и развития личности в современном социуме (схема 1)

utilova 1

Темы исследовательских работ должны находиться в облас¬ти самоопределения в соответствии с личностными предпочте¬ниями каждого обучающегося. Формы работы - индивидуальные или мини - групповые. Работа над учебным исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пе¬режить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс, из скучной «принудиловки» в результативную созида¬тельную творческую деятельность.
Важный момент: для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь могут быть разнообразные формы:
•    урок - творческий отчет;
•    урок-защита идей;
•    урок - ролевая игра;
•    урок-семинар;
•    урок «Мой поэт», «Мой герой»;
•    урок открытых мыслей;
•    урок-конференция;
•    урок - круглый стол и т. д.
 Необходима также диагностика: выявление учащихся, склонных к определенному виду деятельности (разведчики, идеологи, оппоненты, иллюстраторы, архивариусы - серьезное название их должности подчеркнет важность их личного вклада в общее исследование). Как это выглядит это все на практике? Например, урок-защита идей по «Слову о полку Игореве». Мы работаем над языком «Слова о полку Игореве». Исходя из фразы Шкляревского  «В «Слове...» много простора, движения, звуков, красок», «идеологи» определяют следующие направления исследования:
•    цветовая гамма, составление спектра произведения;
•    звуковая гамма «Слова...»
•    глаголы движения в «Слове...»
•    топонимический словарь «Слова...»
•    география «Слова», составление карты
•    психологический портрет автора «Слова».
Интересна и такая форма урока, как урок - творческий отчет. Например, исследование «Золотой век русского театра» завершилось творческим отчетом -представлением с элементами интеллектуальной игры. Были для инсценировок взяты из произведений («Женитьба», «Маскарад», «Мертвые души» и др.) самые яркие сцены, иногда (например, по «Недорослю») выход актеров на сцену - только с самой яркой репликой героя. Были определены победители в номинациях «Команда знатоков», «Лучший актер», «Лучшая актриса», «Лучшая сцена».
Важный вывод моей работы в том, что темы исследований «зарождаются» одна из другой. Стоит только начать исследовать, к примеру, цветовую и числовую символику, «цветочные» символы, звуковую картину произведения, «язык жестов» героев, и открытия «ждут» учащихся в других литературных творениях, потому что ребята уже будут готовы к такому анализу. А исследованные ими излюбленные приемы авторов (например, прием Стивенсона, который сочинил «Остров сокровищ» по нарисованной им «пиратской карте») помогут ребятам справиться с творческими заданиями: созданием собственных сборников. Исследования на уроках русского языка не менее увлекательны. Состояние современного языка, процессы, которые в нем происходят, интересны школьникам. Компьютерная лексика и жаргон на страницах молодежных изданий, внедрение латинских символов в русскую графику (ЖАRА), бизнес-лексика, политическая метафора в зеркале времени – все это интересно старшеклассникам. Трактовка правил в веселой, запоминающейся форме (стихи, сказки, анекдоты) - все это интересно ученикам 5-6 классов. Подводя определённые итоги под своей работой, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Список литературы:
1.Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности в 7 классе.Текст / Русская словесность, 2000, № 4, С.67 - 71.
2.Басова Н.В. Педагогика и практическая психология .Текст/ Н.В. Басова. - Ростов-на-Дону, 1999, С.111-115.
3.Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Текст: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с.

Подробнее: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА...