КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

User Rating:  / 1
PoorBest 

Г.Т.Тусупбекова, к.б.н., доцент,
Инновационный Евразийский университет (г.Павлодар)
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

В статье предлагается решение проблемы целеполагания с позиций деятельностного и компетентностного подходов. Приведены конкретные формулировки целей и задач учебных дисциплин.

Мақалада құзыреттілік тұрғыда мақсатты анықтау жолдары келтірілген. Оқу- тәрбие үрдісіндегі мақсат пен міндеттерді құрастыру жолдары нақты көрсетілген.

The article offers a solution to the problem of goal-setting in terms of activity and competence-based approaches. Given the specific wording of the goals and objectives of the educational subject.

 

Не смотря на актуальность проблемы целеполагания в педагогической литературе, тем не менее, как показывает анализ современных учебников по дидактике и частнометодическим дисциплинам, не всегда авторы четко определяют ее цель. Обычно первая глава большинства учебников начинается с определения предмета и задач дисциплины. Надо полагать, что большинство авторов считают цель дисциплины очевидной и поэтому не обременяют себя ее формулированием, переходя сразу же к характеристике задач.
Вместе с тем в Госстандарте среднего общего образования РК указано, что образовательные и учебные программы по предметам должны определять:
«1. Цели и задачи обучения учебному предмету.
2. Планируемые результаты обучения учебному предмету.
3. Базовое содержание учебного предмета.
4. Систему заданий, ориентированных на формирование компетентностей.
5. Систему оценивания уровня учебных достижений по предмету.
6. Требования к условиям организации и реализации образовательного процесса по учебному предмету:
- образовательные технологии;
- материально-техническое оснащение» [1].
Как считает Далингер В.А., реализация компетентностного подхода требует создания новых учебных пособий, которые обеспечили бы достижение не только предметных, но и межпредметных результатов (способы познавательной, практической, коммуникативной и ценностно-ориентационной деятельности).
С позиций компетентностного подхода определение целей учебного предмета должно предшествовать отбору его содержания. Сначала надо выяснить, для чего нужен данный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты [2].
Далингер В.А. рассматривает следующие группы целей учебного предмета:
1. цели, определяющие направление движения, но не как цели, определяющие результат, достижение которого гарантируется изучением предмета. Это цели формирования ценностных ориентации, мировоззренческих установок, развития интересов, формирования потребностей и т.д.;
2. цели предмета, включающие те результаты, достижение которых школа может гарантировать [2].
Подлинные педагогические цели всегда ориентированы на длительную перспективу, на создание условий для саморазвития личности. Цели учащихся всегда ориентированы на ближайшую перспективу, на результат, обеспечивающий успех сейчас или в ближайшем будущем.
В предлагаемой статье мы приводим пример формулировки целей и задач дисциплин, входящих в содержание двух уровней образования:
1. «Теория и технология обучения «Познанию мира» – обязательный компонент учебного плана подготовки будущего специалиста по специальности «Педагогика и методика начального обучения» (уровень образования – высшее);
2. «Познание мира» – обязательный компонент учебного плана начальной школы (уровень образования – начальное).
Выбор данных дисциплин для иллюстрации примеров формулировки цели обучения обусловлен их спецификой. Так как в курсе «Познания мира» учащиеся должны усвоить первоначальные понятия естественнонаучных дисциплин (биологии, географии, экологии, физиологии человека, истории развития общества и т.д.), то предлагаемые ниже примеры помогут, на наш взгляд, учителям и другим специалистам в области образования сформулировать по аналогии цели дисциплин из других областей знаний.
Итак, охарактеризуем рассматриваемые учебные дисциплины.
Прежде всего, дисциплина «Теория и технология обучения «Познанию мира», изучающая процесс обучения курсу «Познания мира» и разрабатывающая его задачи, содержание, методы и организацию в соответствии с развитием естественных наук и требованиями общества к воспитанию подрастающего поколения, относится к системе педагогических наук.
Во-первых, «Теория и технология обучения «Познанию мира» отвечает на вопрос: зачем изучать окружающую природу учащимся младших классов? Следовательно, эта наука исследует и разрабатывает цель и задачи обучения, воспитания и развития учащихся в процессе освоения курса «Познания мира» в соответствии с уровнем развития общества на современном этапе и его социальным заказом.
Во-вторых, «Теория и технология обучения «Познанию мира» также отвечает на вопрос: чему учить? Т.е. эта дисциплина определяет содержание учебного материала, его основные идеи, принципы отбора фактов и построение предмета.
И, в-третьих, «Теория и технология обучения «Познанию мира» отвечает на вопрос: как учить? Т.е. она определяет как необходимо воспитывать средствами предмета; какие методы и приемы являются наиболее эффективными для развивающего и воспитывающего обучения младших школьников через содержание предмета; какие формы обучения и воспитания приемлемы в учебном процессе с учетом особенностей этого предмета.
Прежде чем перейти к определению цели дисциплины «Теория и технология обучения «Познанию мира», необходимо кратко охарактеризовать сам школьный предмет - «Познание мира».
«Познание мира» – учебный предмет, имеющий свои дидактические особенности, отличающие его от других предметов школьного курса. Это интегративно-пропедевтический курс, который представляет собой систему обобщенных знаний о природе. Он в доступной форме знакомит учащихся с предметами и явлениями, раскрывает связи между отдельными явлениями, помогает осмыслить закономерности развития окружающего мира. В основу курса «Познание мира» положено диалектическое единство системы «природа - человек -общество». Особенности и свойства каждого компонента этой системы рассматриваются различными науками, такими, как география, геология, биология (ботаника, зоология, анатомия и физиология человека), астрономия, химия, физика, почвоведение, экология. Интеграция элементов каждой науки создает условия для формирования у учащихся общих представлений о природе, о взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов [3].
Таким образом, исходя из вышеизложенного целью преподавания курса «Познание мира» является формирование готовности младших школьников к усвоению системы научных понятий дисциплин естественнонаучного цикла [4]. В этом варианте цели дисциплины под «готовностью» мы понимаем количественную и качественную характеристику естественнонаучных знаний, умений и навыков, формирование которых предусмотрено учебной программой, воспитание определенных качеств личности, а также развитие психических процессов. В целом, естественнонаучное образование школьников во взаимосвязи с другими направлениями учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы направлено на формирование целостного научно-обоснованного мировоззрения, как системы философских, правовых, нравственных и т.п. взглядов на природу, общество и мышление.
Цель учебного предмета «Познание мира» определяет его обучающие, воспитывающие и развивающие задачи.
Основными обучающими задачами курса «Познания мира» являются:
1. формирование у учащихся начальных классов широкой картины мира, основ понимания материальности и познаваемости мира;
2. формирование базовых мировоззренческих представлений о разнообразии объектов, процессов и явлений окружающего мира, их свойствах, качествах и состояниях;
3. формирование первоначальных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами, процессами и явлениями окружающего мира, их изменениях во времени и пространстве, идеи закономерности и эволюции;
4. формирование гигиенических, лабораторно-практических, природоохранных и др. практических умений и навыков.
Воспитывающими задачами курса «Познания мира» являются:
1. воспитание ответственного отношения человека к природе, необходимости сохранения ее богатств и разнообразия, формирование экологически грамотной и культурной личности;
2. воспитание эстетических чувств и переживаний средствами природы, формирование и развитие чувства прекрасного, гармоничного;
3. формирование санитарно-гигиенических умений и навыков, привычек ведения здорового образа жизни;
4. воспитание любознательности, познавательного интереса к изучению наук о природе;
5. воспитание трудолюбия, усвоение основ физической культуры;
6. воспитание патриотических и интернациональных чувств.
Развивающие задачи курса «Познания мира»:
1. формирование и развитие логического мышления как способа познания окружающего мира, правильная оценка его явлений и событий, переработка информации внешнего мира;
2. формирование и развитие умственной деятельности ребенка;
3. формирование и развитие сенсорной и двигательной сфер ребенка.
Специфика школьного курса «Познания мира» определяет и специфику теории и технологии обучения этой дисциплине. Обучая младших школьников на уроках «Познания мира», учитель вооружает их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для продолжения образования и практической деятельности, а также формирует их мировоззрение, волю, характер, развивает умственные способности и т.п. Поэтому современная теория и технология обучения исследует и разрабатывает процесс обучения «Познанию мира» как органическую часть и средство процесса воспитания. Таким образом, предметом «Теории и технологии обучения «Познанию мира» как педагогической дисциплины является процесс развивающего и воспитывающего обучения учащихся начальных классов «Познанию мира».
Тогда цель «Теории и технологии обучения «Познанию мира» как науки можно сформулировать следующим образом: разработка теоретико-методологических и научно-методических основ обучения дисциплине «Познание мира», определяющих содержание естественнонаучного -образования и профессиональной подготовки учителя начальных классов [4].
Данная цель будет определять задачи «Теории и технологии обучения «Познанию мира» следующим образом:
1. определение содержания учебного предмета «Познание мира», отбор учебного материала на основе принципов научности и доступности, систематичности и последовательности;
2. отбор системы естественнонаучных понятий, составляющих основу наук, для изучения в школе;
3. исследование организации методов, приемов преподавания и необходимого для этого оборудования; разработка наиболее эффективных методов и приемов преподавания основ наук;
4. изучение процесса и результатов усвоения детьми преподаваемого учебного материала;
5. раскрытие закономерных связей между всеми элементами обучения и нахождение условий, при которых обучение наиболее содействовало бы осуществлению задач процесса воспитания;
6. формирование диалектико-материалистического мировоззрения будущих учителей начальных классов;
7. формирование профессионально-значимых умений навыков, а также личностных качеств учителей начальных классов;
8. разработка правил и рекомендаций учителям начальных классов в преподавании «Познания мира».
Нетрудно заметить, что предлагаемые нами формулировки цели и задач курса «Теория и технология обучения «Познанию мира» разработаны в соответствии с целью и задачами школьной дисциплины «Познание мира», что, на наш взгляд, обеспечивает их логичность, достаточную степень обоснованности и убедительности, а также учет специфики учебного предмета и дидактического принципа преемственности.
Кроме того, мы полагаем, что нам удалось ослабить свойственный современной образовательной практике разрыв между понятиями «знание» и «информация», так как разработанная нами система целей и задач исходит из понимания обучения как неотъемлемой части единого воспитательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСО РК 2.003-2007. Основные положения. Среднее общее образование.
2. Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика.- Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009.- С.7-18.
3. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Технология обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Учебное пособие.- М.: Академия, 2000.- 176 с.
4. Тусупбекова Г.Т. Целеполагание в преподавании естественнонаучных дисциплин.- LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.