ОЦЕНИВАНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

User Rating:  / 1
PoorBest 

А.Н. Заканова, магистр естественных наук, учитель биологии
Назарбаев Интеллектуальная школа (г. Павлодар)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оценивание 21 века должно быть ориентировано на потребности каждого учащегося. В реализации данной цели современные педагоги используют формативное оценивание. Данный вид оценивания удобен в организации групповой работы. Критерии успеха, применяемые для моделирования конечного продукта группы, позволяют успешно реализовываться каждому участнику команды и достигать поставленных целей, однако важно умение правильно сформулировать предельно ясные ответы.

21ші ғасырдың бағалануы әр оқушының қажеттілігіне бағытталуы керек. Осы мақсатты іске асыруда қазіргі оқытушылар калыптсатыруші бағалау пайдаланады. Бағалаудың осы түрі топтық жұмысты ұйымдастыру кезінде қолайлы. Топтың соңғы азығын модельдеуде қолданылатын сәттілік критериялар, топтың әр қатысушысына өз өзін сәтті қалыптастыруына және алда қойған мақсаттарына жетуіне көмектеседі, бірақ та ең бастысы дұрыс толық түсінікті жауаптарды құрастыру.

21st century assessment should be focused on the knowledge and opportunities each student. Teachers use formative assessment for the realization this goal. Formative assessment is useful for organizing group work. Success criteria used for simulation the final product group to successfully implement each team member and to achieve their goals, but it is important the ability to properly formulate a very clear answers.

Наш быстро меняющийся мир требует соответствующих перемен в системе образования, что бы учащиеся уже сегодня были готовы к тому, что их ждет завтра. До недавнего времени оценивание было инструментом похвалы или наказания ученика: в боязни получить плохую отметку учащиеся готовились к занятиям и сдав на отлично урок могли благополучно забыть изученный материал. Но в педагогике 21 века оценивание играет совсем иную роль. Оценивание стало инструментом помощи и поддержки ученика. Как же этого можно достичь в современных классах? Актуальность данного вопроса повышается во много крат, если в классе находятся множество талантливых во многих сферах учащихся, или если ученики в классе имеют различные стартовые знания.
В современном обществе успешный человек должен обладать несколькими важными качествами: умение работать как в команде (сотрудничество, толерантность, терпимость), так и самостоятельно, творческое мышление (способность нестандартно мыслить, умение решать проблемы), поиск и применение теоретической информации и различных технологий. Всеми этими качествами должны обладать в той или иной степени выпускники школ и поэтому в классе 21 века оценивание это не просто констатация факта (знаешь или нет), оценивание становится инструментов развития всех этих качеств. Поэтому в педагогике стали применяться следующие виды оценивания: формирующее оценивание и итоговое.
Оценивание 21 века должно быть ориентировано на потребности каждого учащегося и каждый раз перед тем как провести очередное оценивание, учитель должен спрашивать себя, в чем заключается цель того или иного упражнения и задания, для чего я это делаю? Если учитель ясно представляет, для чего же нужно оценивание на том или ином этапе урока и оно отвечает потребностям учащихся, то и учеников не должно возникать вопросов, а для чего это все? зачем я выполняю это упражнение? Поэтому одним из эффективных методов оценивания является самооценивание.
Самооценивание – это процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах самими учениками при помощи учителя [1]. Самостоятельное оценивание учеником своей работы или оценивание одноклассниками эффективно используется в формирующем оценивании. Эти приемы способствуют повышению мотивации к обучению и эффективности оценивания. При успешном руководстве учителем само- и взаимооценивания учазимися, у них не возникнет вопросов к объективности оценки. Сущность самооценивания заключается в том, что у учеников имеются четкие цели оценивания, которых они должны достичь в процессе работы, а помогают ученикам в этом ясно и просто сформулированные критерии.
Для ученика процесс самооценивания состоит из нескольких этапов:
1) изучение поставленной перед ним цели;
2) разработки критериев оценивания учащимися или использование уже готовых;
3) выполнение задания с обязательной ориентировкой на поставленные критерии оценивания.
Как показывает практика, объективное самооценивание и взаимное оценивание между учениками с использованием правильно разработанных «критериев успеха» позволяет повысить уровень успеваемости учащихся, а также развивает критическое мышление и рефлексивные навыки. Таким образом, самооценивание является важным составляющим класса 21 века.
А как же быть с оцениванием групповой работы? Какие приемы оценивания можно использовать в данном виде работы?
Групповые формы работы позволяют учителю благоприятствовать созданию коллаборативной среды, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместной взаимопомощи, а также формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.
В групповой работе важен не только результат, но и его процесс получения: какие действия были выполнены группой для достижения итога, какой вклад внес каждый из участников группы, как произошла реализация знаний, умений и навыков ученика по отдельности.
Для эффективной работы группы, учитель перед выполнением задания должен реализовать «подмостки», которые будут вести каждого ученика и группу в целом к достижению поставленной цели. Учитель обязательно должен определить временные рамки для выполнения работы, форму итогового результата, а также не менее важный аспект – это определение ролей каждого участника команды. На первом этапе работы это может сделать учитель, позже ученики могут сами определить свои роли.
Обязанности в группе могут быть следующими:
1) Капитан команды – основная функция капитана координация работы группы, капитан следит за работой каждого из учеников, если совершаются ошибки, то его обязанностью является исправление или направление в нужное русло работы. Следует отметить, что это очень важная и ответственная роль, которая поможет дисциплинировать учеников, а также ее можно доверить ученикам, имеющим более глубокие знания или высокий уровень критического мышления;
2) Генератор идей – функция данного участника – это поиск информации, создание основной концепции итогового продукта;
3) Секретарь – обязанностью является запись действий, ведение журнала работы группы, фиксирование предложенных идей;
4) Исполнитель – ученик или группа учащихся непосредственно выполняющие роль оформителя при создании кластеров или презентаций, или видео-/ звукооператора и монтажника при создании роликов и т.д. Для этой категории можно выбрать сразу несколько учеников, что бы уменьшить нагрузку на обучающихся;
5) Хранитель времени – обычно на занятиях данную функцию выполняет капитан команды, но можно определить и отдельного ученика.
6) Спикер – ученик, презентующий готовый продукт.
Вариантов разделения обязанностей бывает множество, это зависит от формы задания и принципа организация группы, так например при работе в группе по методу Джигсо, роли в группе будут кардинально отличаться. Удобным методом работы групповой работы также являются «6 шляп Де Боно», особенно эффективно его использовать при изучении раздела «Эволюция».
Определение критериев оценивания – ключевой аспект в работе группы. Для учащихся, которые привыкли к тому, чтобы их «обучали», вместо того, чтобы «учиться», изменение занятий в сторону самостоятельного контроля над процессом обучения, может оказаться некомфортным. Поэтому, перед началом работы группы критерии должны быть известны и понятны всем учащимся. От четкого понимания и представления критериев оценивания зависит качество итогового продукта группы. Корректно разработанные критерии раскрывают не только результат работы, но и методы достижения данного результата. Учителю важно помнить, что один из факторов, который увеличивает эффективность самооценивания – это сосредоточение на процессе больше, чем на целях продукта [2].
Оценивание групповой работы, как было отмечено раннее, осуществляется при помощи критериев. Учитель на первых стадиях обучения разрабатывает их самостоятельно, но обязательное условие – это обсуждение в классе и принятие или исправление всех аспектов группами. По возможности ведение листа оценивания учащихся ведет и учитель, что бы оценить объективность учащихся. После обсуждения результатов группы, учитель сможет задать уточняющие вопросы командам. Примеры вопросов: Какие положительные стороны были отмечены в работе каждой группы? С какими трудностями столкнулись группы при выполнении задания? Как можно их преодолеть?
Пример используемого оценочного листа отражен в таблице 1. Данный лист применялся на уроке биологии в 7 классе по теме «Типы бесполого размножения». Цель обучения: описать бесполое и половое размножения у растений. Итоговым результатом было составление репортажа по изучаемой теме.

Таблица 1. Оценочный лист «Типы бесполого размножения»

Ссылка на школьную программу Цель обучения   Рекомендации по оцениванию:
Размножение описать бесполое и половое размножения у растений   1 Изучите в команде способы размножения растений согласно теме вашей группы;
2 Заполните таблицу самооценивания.
Навыки Критерии успеха
Учащийся достиг, если:
Знание и понимание Правильно описал особенности способа размножения;
Правильно привел как минимум 5 примеров организмов с данным типом размножения.
Набрал 13 и более баллов согласно таблице.
Критерий Баллы
  3 2 1
Информационная грамотность  Вся информация, описанная нашей группой верна и полностью соответствует теме В информации, описанной нашей группой есть 1 – 2 ошибки и она частично соответствует теме В информации подготовленной нашей группой больше 2-х ошибок
Точность ответа Мы полностью описали тип бесполого размножения Мы отразили в ответе особенности типа бесполого размножения Мы дали определение способу бесполого размножения
Мы привели 5 и более примеров организмов с исследуемым способом бесполого размножения Мы привели 4 -2 примера организмов с исследуемым способом бесполого размножения Мы привели 1 пример организма с исследуемым способом бесполого размножения
Регламент времени Мы успели подготовить информацию за 15 мин Мы приготовила наш ответ за 18 мин Мы потратили на подготовку больше 18 мин
Участие в работе Я активно участвовал в работе команды, и 3 и более моих предложений включены в итоговый ответ Я активно участвовал в работе команды, и 1-2 моих предложения включены в итоговый ответ Я участвовал в работе команды, но мои идеи не включены в итоговый ответ

Как видно из таблицы 1, оценочный лист отражает задание и предполагаемые шаги (критерии), к достижению цели. Обычно после обсуждения и принятие и изменения в самом начале работы, учащиеся не могут изменить критерии успеха. Как показал анализ использования подобных листов оценивания, ученики 7 классов не стремятся что то изменить или дополнить в предлагаемых критерия, что совершенно нормально учащимся этой возрастной группы. Однако ученики старших классов активно участвуют в моделировании критериев, успешно предлагают и корректируют друг друга, что говорит о способности взять ответственность за собственное обучение. 

Ориентация образования на формирование компетентностей, необходимых для человека XXI века требует значительных изменений в системе оценивания достижений учащихся. Такой подход предполагает использование личностно ориентированного оценивания. В связи с этим с целью успешной интеграции выпускников школ в современном обществе, помимо традиционных методов оценивания, необходимо внедрять и развивать формативное оценивание, которое бы отвечало потребностям и навыкам отдельных учащихся.

Список литературы
1. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с.
2. Развитие навыков самооценивания при чтении и письме. Статья/ Авт. Д. Г. Чанк, Б. Д. Зиммерман, In J. T. Guthrie & A. Wigfield (Eds.), Reading engagement (pp. 34-50). Newwark, DE: International Reading Association, 1998.