РОЛЬ САМОПОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

User Rating:  / 0
PoorBest 

А.М.Анапиянова, учитель самопознания
Средняя общеобразовательная школа – гимназия№9 (г. Павлодар)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кризисные явления в духовной сфере, размывание ценностных ориентации и в обществе, и в семье требуют осмысления особенностей воспитания личности, в условиях быстро меняющихся общественных отношений.
Семья является одним из главных социальных институтов, призванных обеспечить воспитание человека с высоким уровнем национального самосознания, а также сохранение и развитие традиционных этнических культур. В данной статье отражен опыт работы с родителями по формированию семейных ценностей у учащихся.

Рухани сферадағы дағдарыс жағдайы,қоғамда да, отбасында да құнды бағыттардың бұзылуы тез арада қоғамдық қарым-қатынастың өзгеру жағдайында тұлға тәрбиелеудің ерекшеліктерін түсінуді талап етеді.
Жоғары деңгейлі ұлттық сана-сезімі бар адамды тәрбиелеу, сонымен қатар дәстүрлі этникалық мәдениеттерді сақтау, дамыту талаптарын орындайтын басты әлеуметтік институт отбасы болып табылады. Берілген мақалада Павлодар қаласы №9 жалпы орта білім беру гимназия мектебінің оқушылардың отбасыларымен өзара әрекетін дамыту жөніндегі нақтылы тәжірибесі көрсетілген.

Crisis in the spiritual sphere, the erosion of the value orientations and in the society and in the family require understanding of personal features of education in a rapidly changing social relations.
A family is one of the major social institutions providing education of the person with a high level of national self-consciousness, as well as the preservation and development of traditional ethnic cultures. In this article

Человеку свойственно помнить и чтить родство свое. Так, П. Флоренский писал, что «…любовь к своему конкретному корню – это любовь к корню личности, истории бытия. Это знание семьи и рода для каждого, кто хочет осознать свое место на земле».
Как воспрепятствовать тому, чтобы поколение наших детей не стало «потерянным» поколением? Как способствовать формированию у подрастающего поколения генеалогических ценностей, определяющих представления о роли семьи, семейных ценностях, истории семьи и рода?

Все учителя, болеющие за судьбы детей, постоянно думают об этом.
Сегодня мы говорим, что причина всех несчастий, проблем, горестей мира в том, что в жизни человека отсутствуют семейные ценности и идеалы.
На ярком и шумном фоне оказались неактуальными и забытыми такие понятия:
как святость семейных уз;
тепло домашнего очага;
кровное родство;
обычаи предков;
семейные традиции
Сегодняшние подростки – родители завтра, и поэтому очень важно помочь им понять, какой непреложной ценностью для человека является семья.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь, которую может оказать именно школа. Только в процессе взаимодействия педагогов, родителей и учащихся можно успешно решать проблему развития личности ребенка.
Поэтому образование в современных условиях должно взять на себя разрешение важнейшей задачи цивилизованного масштаба:
• вернуть людям веру в высшие идеалы и гуманные ценности;
• содействовать укреплению семьи и сохранению ее нравственных устоев;
• формировать модель единого культурного пространства "ребёнок - семья - социум";
• способствовать осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания;
1. Проведенное анкетирование « Терминальные ценности» показало, что семья, как ценность, находится на третьем месте, на первом и втором - соответственно учеба и здоровье.
(Всего опрошено 173 учащихся 7х-8х классов).

anapyanova 1

Анализ терминальный ценностей, или ценностей целей показал следующее:
68 % поставили на 1 место здоровье.
66 % поставили на 2 материальную обеспеченность
59% поставили на 3 место семейное счастье.
38% поставили на 4 место друзья
35% поставили на 5 место образование.
37% поставили на 6 мудрость.

1. Анализ анкетирования «Планирование семьи» показал:
15% старшеклассников (11х классов) планируют в будущем создание собственных семей;
35 % «свободы выбора»;
10% «свободных отношений»;
20% «независимого поведения»;
20% «раскрепощения».
Все вышеперечисленное обуславливает актуальность проблемы формирования семейных ценностей у детей в целостной образовательной среде семьи и школы. Именно в школьном возрасте у детей открывается внутренний мир, формируются жизненно важные ценности, взаимоотношения с окружающими, происходит осознание своей причастности к семье, роду и роли семьи в своей жизни.
В ценностном постижении мира неизмеримо возрастает роль самопознания, поэтому одним из этапов решения данной проблемы является введение в образовательный процесс курса «Самопознания». Формирование семейных ценностей пронизывает всю программу «Самопознания».
Такие приемы, как «Круг радости» и круг «От сердца к сердцу», которые применяю соответственно в начале и по завершении каждого занятия, улучшают межличностные отношения, которые в дальнейшем им помогут им в сохранении семейных ценностей.
Использование приемов «Чтение», «Цитата урока», «Беседа», «Размышление над ситуацией», «Творческая деятельность» направлены как на расширение знаний и представлений школьников о, ценностях и нравственных качествах человека, так и на развитие их мышления, эмоционально-волевой сферы, на эмоционально-образное восприятие учебного материала, активизацию познавательного интереса, раскрытие творческого потенциала.
«Минутка тишины», «Наедине с собой» - это время для размышлений, мечтаний о будущем, о разных проблемах: о самом себе, о близких и родных, о добре и зле, об улучшении жизни людей. В результате такой работы дети учатся: видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих людей в быту, в общественных местах; поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам; действовать самостоятельно и самостоятельно находить решении поставленных задач.
Один из наиболее эффективных способов упорядочения системы детских представлений о мире – это рисование «Лучшее генеалогическое дерево», « Дерево счастья моей семьи», «Моя семья…», "Дети любимым родителям".
В рисунке ребёнку проще изображать предмет или ситуацию и сообщать свои впечатления об окружающем. При помощи изобразительного языка дети могут моделировать мир на листе бумаги, выделяя значимые объекты и фиксируя отношения между ними. На таких занятиях дети имеют возможность высказать свою точку зрения, проявить творчество. Такие рисунки, как «Семья это родные..», « Традиции людей – это …», «Как важно, что ты родился» наполняют радостью сердца и доносят до него, что он объект любви и что значит для него семья. У детей появляется уверенность в своих силах, достижениях и семье.
Каждый педагог должен помнить, что в центре его внимания должна быть совместная деятельность педагогов, детей и родителей, что находит отражение в воспитательном проекте школы «Школа, родители и я - единая семья»
Все направления воспитательного проекта не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны. Например, работая по направлению « ПИК », - общественные приемные, родители ведут беседы с учащимися, («Совет отцов», «Час вопросов и ответов», «Поговорим по душам …», правовая игра «Мой дом – моя крепость»
Так совместно с родителями проводятся мастерская общения «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», праздники «Вот и стали мы на год взрослее», «День Семьи», «День опекуна», конкурсные семейные программы»: Читающая семья », «Самая спортивная семья», «Самый умный папа», игра «Мой дом – моя крепость».
Родительские лектории ППЦ в клубах «Булак», «Контакт», «Огонь родительского очага» "Типы отношений в семье", "Опасные крайности родительской любви", "Право на жизнь", "Права и обязанности родителей" помогают родителям в воспитании у детей семейных ценностей.
В рамках центра ОТК было проведено мероприятие «Семейному кораблю большое плаванье», на котором несколько пар старшеклассников попытались продемонстрировать теплоту своих чувств окружающим. И это им удалось.
В рамках центра ЗОЖ интересно прошло мероприятие «Здоровая семья - ценность общества» для учащихся 9-11х классов помогло определить значение семьи как ячейки общества.
Таким образом, отдельные мероприятия, посвященные формированию семейных ценностей, определили проблемы и показали, что необходима систематическая работа . Большую роль играют уроки Самопознания, основными задачами, которого является формирование семейных ценностей, семьи и осознание своей роли в ней.
В воспитательной программе школы отражено взаимодействие семьи и школы через воспитательную работу класса.
И я как педагог всегда ставлю перед собой цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, воспитание семейных ценностей только тогда вырастет настоящий ЧЕЛОВЕК.

Список литературы
1. Воликова Т.В « Учитель и семья» М.,1980
2. Гребенников И.В Школа и семья М.,1985
3. Дереклеева Н.И родительские собрания 5-11кл- М.% ВАКО, 2004
4. Кипник М. Тренинг семейных отношений. Ч.2 –М.: ОСХ -89,2008
5. Минияров В.М .Психология семейного воспитания . –М МПСИ,2000
6. Новые подходы в работе с родителями /Составители Л.А Байкова и др Рязань ,1993/