КОМПЕТЕТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

User Rating:  / 0
PoorBest 

Г.А. Сыздыкова учитель биологии высшей категории, 
Г.Л. Емельянова учитель математики высшей категории,
А. М. Анапиянова СОШГ № 9 г. Павлодара
E-mail: syzdykova.g.a @mail

Бұл мақалада оқушылардың жаратылыстану –ғылыми сауаттылығын түрлі әдіс-тәсілдер арқылы қалыптастыра оқыту құзыреттілігі мен сын тұрғысынан ойлау технологияларын қолдану пәнге деген қызығушылықты, білім сапасын арттыру мүмкіндігі екені көрсетілген

В данной статье отражен компетентностный подход в обучении при формировании естественно-научной грамотности учащихся через различные методы и приемы. Использование актуальной технологии критического мышления способствует развитию познавательного интереса к предмету и повышению качества знаний.

This paper deals with competency approach in education while forming natural-scientific literacy of students through a variety of methods and techniques. Using the relevant technology of critical thinking promotes the development of cognitive interest in the subject and the quality of knowledge.

«Школа – мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепче держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»
Анри Барбюс

Модернизация образования предполагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникшие в различных ситуациях. Ребенок должен понимать, что изученное ему понадобится, именно для этого он и учится. Отсюда возникает потребность найти способы и пути решения проблем В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства утвержден национальный план по развитию функциональной грамотности школьников.. В концепции модернизации казахстанского образования обоснована необходимость формирования ключевых компетенций учащихся, обеспечивающих их функциональную грамотность, ответственность в выборе образовательных траекторий и саморазвитие во всех видах деятельности
Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать ключевые компетентности. Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом к технологизации УВП.
Технология – это оболочка, а наполнять ее нужно в соответствии с целями. Если цель, формирование ключевых компетенции, следовательно и задания должны быть компетентностно-ориентированными, при этом:

  • учитываются индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, развитие и саморазвитие личности;
  • создается психологический настрой обучающихся на необходимость выполнения определённых действий в процессе выполнения задания и доверительный психологический климат в коллективе, основа которого - взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество;
  • проводится строгий отбор учебного материала, т. к. его нагромождение резко снижает эффективность обучения;
  • обеспечение чёткости и доступности изложения цели и задач обучения; полнота и ясность представления структуры формируемых компетентностей, четкий показ способов выполнения действий;
  • четкая система планирования уроков, т.е разрабатываются не отдельных занятий, а тематические блоки изучаемого курса . Возможно использованиеи применение различных форм и приемов работы ("Да-нетка", «ИДЕАЛ», «Круги по воде» "Привлекательная цель", "Практичность теории", "Лови ошибку", деловая игра "Компетентность", повторение с расширением, пересечение тем, опрос по цепочке и др.);
  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  • обучение через метод и сотрудничество;

Компетентностно- ориентированные задания можно использовать на разных стадиях урока. На стадии вызова, в паре или лучше в малых группах предлагаешь такое задание. Намеренно вызвать затруднительную ситуацию, увидеть проблему, на стадии осмысления наметить пути решения этой проблемы. Тем самым мы мотивируем учащихся на обучение, развиваем мыслительную деятельность и как результат формируем ключевые компетенции
Для достижения хорошего результата используем различные стратегии критического мышления, способствующие развитию у обучающихся ключевых компетенций.
Предметная компетенция формируется на основе результатов обучения.[4]
С данной позиции ключевыми образовательными компетенциями являются:

  1. Социальная, сущность, которой заключается в способности взять на себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, проявление сопряженности личных интересов с потребностями производства и общества.
  2. Информационная, содержание которой включает в себя обладание информационным ресурсом, владение информационными технологиями, при помощи реальных объектов информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
  3. Коммуникативная включает в себя знание способов взаимодействия с окружающими людьми; вырабатывает навыки работы в группе, владение технологиями устного и письменного общения на других языках.
  4. Деятельностные компетенции. Включают в себя способность видеть и решать проблемы; планировать свою деятельность; определять цели деятельности и прогнозировать ожидаемые результаты; выбирать средства деятельности.

Общеучебные знания, умения и навыки в познании естественнонаучных дисциплин позволяют:

  • Извлекать пользу из опыта;
  • Организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
  • Уметь решать проблемы;
  • Получать информацию и квалифицировать ее;
  • Занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое мнение;
  • Уметь работать и сотрудничать в группе;
  • Уметь разрабатывать и решать трудные задачи;

Основная задача учителя не информировать ученика, а научить решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

  1. В познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной и технологии, во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков.
  2. В практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда.

Одной из главных форм процесса обучения был и остается урок. Современный урок отличается, прежде всего, тем, что учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного, умственного роста, глубоко и осмысленного усвоения знаний, для формирования нравственных основ. Поэтому важно уделять внимание самоанализу, как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения.

Компетентности учителя на уроке

Определение компетентности Индикаторы компетентности
Целевая Уровень конкретности цели, соотнесение целей и задач урока, уровень формирования познавательного интереса
Содержательная Выделение основных дидактических единиц, дифференцирования содержания, соответствие практической части целям урока и этапам усвоения знаний
Методическая Само - и взаимоконтроль на уроке, соотнесение методов и содержания урока, соотнесение методов и целей урока
Организационная Сотрудничество
Обобщающая Достижение образовательной, воспитательной, развивающей целей урока

Особое место в системе уроков занимают активные формы урока, не только повышающие эффективность обучения, но и способствующие развитию у учащихся интереса к предмету.

При «отборе» содержания, выборе методов, средств, приемов в современной школе имеют место следующие принципы:

  1. принцип креативности;
  2. интегральный принцип единства личности, сознания и деятельности;
  3. принцип системности;
  4. принцип наглядности.

В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин учащихся можно разделить на 3 основные группы:
1. школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Поэтому, работая с ними необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор более трудных заданий.
2. школьники со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание уделяется развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (с помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях.
Значительную трудность при подготовке к дифференцированной работе представляет третья группа – дети с пониженной успеваемостью. Для этих учащихся используются опорные конспекты, кроссворды, задания репродуктивного характера.
В целом, мы ежегодно готовим учеников к сдаче Единого Государственного экзамена, участие в международных образовательных программах (PISA.TIMMS). Главный принцип, подготовки – не просто дать знания, а научить или пользоваться в нужной ситуации.
Для достижения хорошего результата используем различные стратегии критического мышления, способствующие развитию у обучающихся ключевых компетенций. При планировании уроков выделяем тот материал, который включён в содержание контрольно-измерительных материалов, а во время урока делаем на него особый акцент. На уроках добиваемся осмысления учениками изучаемого материала. Все непонятные термины расшифровываем и переводим на русский язык. Например, эмбриология: «эмбрион» - зародыш, «логос» - наука. Эмбриология – наука о зародышевом развитии. Особое внимание уделяем работе с рисунками, так как они встречаются в составе многих заданий. Если при изучении темы встречаются рисунки – на последующих уроках используем дидактические карточки, где необходимо подписать структуры, либо произвести другие действия с изображёнными рисунками. Работа проводится в группах, Данная форма работы способствует развитию зрительной памяти. На дополнительных занятиях практикуем групповую работу по решению тестовых заданий. Сообща, помогая друг другу, работая с различными источниками, ученики находят верные решения. В данном случае необходимо соблюдать некоторые условие: объяснить – почему именно этот ответ является правильным, а другие - нет. Взаимообучение дает хорошие результаты.
Использование представленных стратегий работы позволяет не только сформировать у обучающихся базовые компетентности, но и добиться хороших общеучебных результатов.
Однако для успешного осуществления такой работы необходимо соблюдение следующих условий:

  1. между учителем и коллективом класса должна существовать атмосфера сотрудничества, доверительные отношения;
  2. постоянное внимание совместной работе всех трех групп, отмечая работу каждой группы в решении общей проблемы;
  3. учитель обязан внимательно следить за ростом учащихся, замечать любое, продвижение (даже самое небольшое), своевременно переводить в другую группу.

Наличие хорошей мотивации и организации активной познавательной деятельности соответственно целям обучения еще не гарантирует достижение планируемых результатов. Необходимо специальным образом управлять учебной деятельностью, то есть следить за полным и правильным выполнением всех предложенных заданий контролировать качество усвоения и обязательно корректировать ошибки. В работе используются различные виды контроля: текущий, тематический и итоговый (зачеты, экзамены).
Контроль знаний и умений осуществляется в индивидуальной форме (срезовая работа, тесты), разработаны по большинству тем, карточки 3-х уровней, творческая работа, реферат, и в показательной: устный опрос, взаимоконтроль, урок-соревнование. Так же для анализа эффективности обучения используются следующие методы контроля: наблюдение за учащимися в процессе обучения; методы устного контроля (беседа, опрос учащихся), методы письменного контроля (письменные работы, рефераты), методы практического контроля (решение задач, выполнение лабораторных работ), методы программированного контроля (безмашинный) – графические и комбинированные диктанты, карточки.
Урок в современной школе позволяет выработать у учащихся основные компетенции в той или иной области познания, сформировать основы экологической культуры и понимание величайшей ценности жизни. Преподавание имеет свои особенности – проведение самостоятельных, практических и лабораторных работ, наблюдений ,вычислительные навыки, работа с терминами, которые применяются на различных этапах урока позволяют глубокому усвоению научных дисциплин. Роль учителя и состоит в том, чтобы грамотно, доступно объяснить смысловое значение понятий и терминов, научить ребенка правильно использовать новую научную профессиональную лексику. Активизация мыслительной деятельности, расширение словарного запаса, глубокое осмысление терминологии - залог успешной работы на любом уроке. Это помогает не только знакомиться с фундаментальными основами предмета, но и развить познавательный интерес, повысить уровень активности и самостоятельности ученика.
Таким образом, компетентностный подход наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в сфере образования и современный педагог должен быть нацелен на овладение технологиями развития компетенций учащихся, осваивать знания, необходимые для формирования и реализации естественнонаучной грамотности обучающихся. Модель образовательного процесса на основе компетентностного подхода может стать фундаментом серьезной и многолетней работы педагогического коллектива школы – сложной, но интересной и чрезвычайно актуальной.

Список литературы
1. «Концепция развития образования Республики Казахстан»
2. Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года.
3. Проложенная колея: от компетентного педагога к успешному ученику. А.Р. Бейсембаев.
4. А.В. Хуторской. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
5. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003 год №5.
6. Школа: Мониторинг качества образования. С.Е Шишов. В.А Кальней.