КОМПЕТЕТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

User Rating:  / 0
PoorBest 

http://estudiovideochat.com/wp-cron.php?doing_wp_cron=1513104632.4445619583129882812500 Г.А. Сыздыкова учитель биологии высшей категории, 
Г.Л. Емельянова учитель математики высшей категории,
А. М. Анапиянова СОШГ № 9 г. Павлодара
E-mail: syzdykova.g.a @mail

http://mysarlogs.com/go34fs/hareov.php?sj=wu-chang-feng-pdx Бұл мақалада оқушылардың жаратылыстану –ғылыми сауаттылығын түрлі әдіс-тәсілдер арқылы қалыптастыра оқыту құзыреттілігі мен сын тұрғысынан ойлау технологияларын қолдану пәнге деген қызығушылықты, білім сапасын арттыру мүмкіндігі екені көрсетілген

http://unityoffoxvalley.org/mirakuyr/12200 В данной статье отражен компетентностный подход в обучении при формировании естественно-научной грамотности учащихся через различные методы и приемы. Использование актуальной технологии критического мышления способствует развитию познавательного интереса к предмету и повышению качества знаний.

go here This paper deals with competency approach in education while forming natural-scientific literacy of students through a variety of methods and techniques. Using the relevant technology of critical thinking promotes the development of cognitive interest in the subject and the quality of knowledge.

الخيارات الثنائية لنا تنظيمها guadagnare col trading on line «Школа – мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,
source надо крепче держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»
http://theevansconsultinggroup.com/?nioterit=opzioni-binarie-si-vince&32f=7b Анри Барбюс

mr opzioni binarie Модернизация образования предполагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникшие в различных ситуациях. Ребенок должен понимать, что изученное ему понадобится, именно для этого он и учится. Отсюда возникает потребность найти способы и пути решения проблем В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства утвержден национальный план по развитию функциональной грамотности школьников.. В концепции модернизации казахстанского образования обоснована необходимость формирования ключевых компетенций учащихся, обеспечивающих их функциональную грамотность, ответственность в выборе образовательных траекторий и саморазвитие во всех видах деятельности
Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать ключевые компетентности. Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом к технологизации УВП.
Технология – это оболочка, а наполнять ее нужно в соответствии с целями. Если цель, формирование ключевых компетенции, следовательно и задания должны быть компетентностно-ориентированными, при этом:

  • учитываются индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, развитие и саморазвитие личности;
  • создается психологический настрой обучающихся на необходимость выполнения определённых действий в процессе выполнения задания и доверительный психологический климат в коллективе, основа которого - взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество;
  • проводится строгий отбор учебного материала, т. к. его нагромождение резко снижает эффективность обучения;
  • обеспечение чёткости и доступности изложения цели и задач обучения; полнота и ясность представления структуры формируемых компетентностей, четкий показ способов выполнения действий;
  • четкая система планирования уроков, т.е разрабатываются не отдельных занятий, а тематические блоки изучаемого курса . Возможно использованиеи применение различных форм и приемов работы ("Да-нетка", «ИДЕАЛ», «Круги по воде» "Привлекательная цель", "Практичность теории", "Лови ошибку", деловая игра "Компетентность", повторение с расширением, пересечение тем, опрос по цепочке и др.);
  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  • обучение через метод и сотрудничество;

http://theevansconsultinggroup.com/?nioterit=opzioni-binarie-60-indicatori&e2c=80 Компетентностно- ориентированные задания можно использовать на разных стадиях урока. На стадии вызова, в паре или лучше в малых группах предлагаешь такое задание. Намеренно вызвать затруднительную ситуацию, увидеть проблему, на стадии осмысления наметить пути решения этой проблемы. Тем самым мы мотивируем учащихся на обучение, развиваем мыслительную деятельность и как результат формируем ключевые компетенции
Для достижения хорошего результата используем различные стратегии критического мышления, способствующие развитию у обучающихся ключевых компетенций.
Предметная компетенция формируется на основе результатов обучения.[4]
С данной позиции ключевыми образовательными компетенциями являются:

  1. Социальная, сущность, которой заключается в способности взять на себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, проявление сопряженности личных интересов с потребностями производства и общества.
  2. Информационная, содержание которой включает в себя обладание информационным ресурсом, владение информационными технологиями, при помощи реальных объектов информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
  3. Коммуникативная включает в себя знание способов взаимодействия с окружающими людьми; вырабатывает навыки работы в группе, владение технологиями устного и письменного общения на других языках.
  4. Деятельностные компетенции. Включают в себя способность видеть и решать проблемы; планировать свою деятельность; определять цели деятельности и прогнозировать ожидаемые результаты; выбирать средства деятельности.

Общеучебные знания, умения и навыки в познании естественнонаучных дисциплин позволяют:

  • Извлекать пользу из опыта;
  • Организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
  • Уметь решать проблемы;
  • Получать информацию и квалифицировать ее;
  • Занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое мнение;
  • Уметь работать и сотрудничать в группе;
  • Уметь разрабатывать и решать трудные задачи;

Основная задача учителя не информировать ученика, а научить решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

  1. В познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной и технологии, во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков.
  2. В практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда.

Одной из главных форм процесса обучения был и остается урок. Современный урок отличается, прежде всего, тем, что учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного, умственного роста, глубоко и осмысленного усвоения знаний, для формирования нравственных основ. Поэтому важно уделять внимание самоанализу, как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения.

go to site Компетентности учителя на уроке

Определение компетентности Индикаторы компетентности
Целевая Уровень конкретности цели, соотнесение целей и задач урока, уровень формирования познавательного интереса
Содержательная Выделение основных дидактических единиц, дифференцирования содержания, соответствие практической части целям урока и этапам усвоения знаний
Методическая Само - и взаимоконтроль на уроке, соотнесение методов и содержания урока, соотнесение методов и целей урока
Организационная Сотрудничество
Обобщающая Достижение образовательной, воспитательной, развивающей целей урока

Особое место в системе уроков занимают активные формы урока, не только повышающие эффективность обучения, но и способствующие развитию у учащихся интереса к предмету.

При «отборе» содержания, выборе методов, средств, приемов в современной школе имеют место следующие принципы:

  1. принцип креативности;
  2. интегральный принцип единства личности, сознания и деятельности;
  3. принцип системности;
  4. принцип наглядности.

В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин учащихся можно разделить на 3 основные группы:
1. школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Поэтому, работая с ними необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор более трудных заданий.
2. школьники со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание уделяется развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (с помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях.
Значительную трудность при подготовке к дифференцированной работе представляет третья группа – дети с пониженной успеваемостью. Для этих учащихся используются опорные конспекты, кроссворды, задания репродуктивного характера.
В целом, мы ежегодно готовим учеников к сдаче Единого Государственного экзамена, участие в международных образовательных программах (PISA.TIMMS). Главный принцип, подготовки – не просто дать знания, а научить или пользоваться в нужной ситуации.
Для достижения хорошего результата используем различные стратегии критического мышления, способствующие развитию у обучающихся ключевых компетенций. При планировании уроков выделяем тот материал, который включён в содержание контрольно-измерительных материалов, а во время урока делаем на него особый акцент. На уроках добиваемся осмысления учениками изучаемого материала. Все непонятные термины расшифровываем и переводим на русский язык. Например, эмбриология: «эмбрион» - зародыш, «логос» - наука. Эмбриология – наука о зародышевом развитии. Особое внимание уделяем работе с рисунками, так как они встречаются в составе многих заданий. Если при изучении темы встречаются рисунки – на последующих уроках используем дидактические карточки, где необходимо подписать структуры, либо произвести другие действия с изображёнными рисунками. Работа проводится в группах, Данная форма работы способствует развитию зрительной памяти. На дополнительных занятиях практикуем групповую работу по решению тестовых заданий. Сообща, помогая друг другу, работая с различными источниками, ученики находят верные решения. В данном случае необходимо соблюдать некоторые условие: объяснить – почему именно этот ответ является правильным, а другие - нет. Взаимообучение дает хорошие результаты.
Использование представленных стратегий работы позволяет не только сформировать у обучающихся базовые компетентности, но и добиться хороших общеучебных результатов.
Однако для успешного осуществления такой работы необходимо соблюдение следующих условий:

  1. между учителем и коллективом класса должна существовать атмосфера сотрудничества, доверительные отношения;
  2. постоянное внимание совместной работе всех трех групп, отмечая работу каждой группы в решении общей проблемы;
  3. учитель обязан внимательно следить за ростом учащихся, замечать любое, продвижение (даже самое небольшое), своевременно переводить в другую группу.

Наличие хорошей мотивации и организации активной познавательной деятельности соответственно целям обучения еще не гарантирует достижение планируемых результатов. Необходимо специальным образом управлять учебной деятельностью, то есть следить за полным и правильным выполнением всех предложенных заданий контролировать качество усвоения и обязательно корректировать ошибки. В работе используются различные виды контроля: текущий, тематический и итоговый (зачеты, экзамены).
Контроль знаний и умений осуществляется в индивидуальной форме (срезовая работа, тесты), разработаны по большинству тем, карточки 3-х уровней, творческая работа, реферат, и в показательной: устный опрос, взаимоконтроль, урок-соревнование. Так же для анализа эффективности обучения используются следующие методы контроля: наблюдение за учащимися в процессе обучения; методы устного контроля (беседа, опрос учащихся), методы письменного контроля (письменные работы, рефераты), методы практического контроля (решение задач, выполнение лабораторных работ), методы программированного контроля (безмашинный) – графические и комбинированные диктанты, карточки.
Урок в современной школе позволяет выработать у учащихся основные компетенции в той или иной области познания, сформировать основы экологической культуры и понимание величайшей ценности жизни. Преподавание имеет свои особенности – проведение самостоятельных, практических и лабораторных работ, наблюдений ,вычислительные навыки, работа с терминами, которые применяются на различных этапах урока позволяют глубокому усвоению научных дисциплин. Роль учителя и состоит в том, чтобы грамотно, доступно объяснить смысловое значение понятий и терминов, научить ребенка правильно использовать новую научную профессиональную лексику. Активизация мыслительной деятельности, расширение словарного запаса, глубокое осмысление терминологии - залог успешной работы на любом уроке. Это помогает не только знакомиться с фундаментальными основами предмета, но и развить познавательный интерес, повысить уровень активности и самостоятельности ученика.
Таким образом, компетентностный подход наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в сфере образования и современный педагог должен быть нацелен на овладение технологиями развития компетенций учащихся, осваивать знания, необходимые для формирования и реализации естественнонаучной грамотности обучающихся. Модель образовательного процесса на основе компетентностного подхода может стать фундаментом серьезной и многолетней работы педагогического коллектива школы – сложной, но интересной и чрезвычайно актуальной.

Список литературы
1. «Концепция развития образования Республики Казахстан»
2. Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года.
3. Проложенная колея: от компетентного педагога к успешному ученику. А.Р. Бейсембаев.
4. А.В. Хуторской. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
5. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003 год №5.
6. Школа: Мониторинг качества образования. С.Е Шишов. В.А Кальней.