КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

User Rating:  / 1
PoorBest 

Муратхожина Е.В.ЗДНМР СОШГ№9 г. Павлодара магистр химии,
Меркушева Н.В., учитель химии СОШГ№9 г. Павлодара
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Құзыреттілік тұрғыдан үйрету мазмұны дәстүрлі оқытудан өзінің тәжірибелік бағыттылығымен ерекшеленеді.Орта мектепке арналған оқу – әдістемелік кешен мазмұны онда нақты өмірден алынған тапсырма мәтіндерінің шынайы жоқ екендігін көрсетті. Бұл дидактикалық мәселені шешудің бір көзі - тәжірибелі бағытталған жағдаяттық тапсырмаларды құрастыру болып табылады.

Содержание обучающих задач при компетентностном подходе отличается от традиционных заданий своей практической направленностью. Изучение содержания учебно-методического комплекса для средней школы показало, что в них практически отсутствуют тексты задач, взятых из реальной конкретной жизни. Одним из путей решения этой дидактической проблемы является составление практико-ориентированных ситуационных задач.

This article deals with the features of the modular technology training of M.M.Zhanpeisova. The using of this technology in the teaching of the Kazakh language allows to motivate the learning interest of the language, to improve the quality of students' knowledge on the subject, as well as contributing to the personal development of students.

 

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.
В Послании [1] народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
В «Стандарте основного общего образования по химии» [2]отмечено, что учащиеся должны «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», в том числе для критической оценки информации о веществах, используемых в быту. Поэтому содержание обучающих задач при компетентностном подходе отличается от традиционных заданий своей практической направленностью. Ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским [3], ключевые компетенции стоят на первом месте. Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Рассматривая проблему компетентностного образования, важно также отметить функции компетенций, задающих возможные направления личностно ориентированного образовательного процесса.
Так, например, предметная компетенция «химически осознанное критическое отношение к веществам, используемым в быту» [4]. Необходимость формирования компетенции определяется целями образовательного процесса. Основными векторами образования сегодня являются ориентация на обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, самореализацию и развитие индивидуальности, направленные на реализацию и максимально полное раскрытие разнообразных граней личности. Компетенции, в том числе предметные, при этом выступают инструментами в достижении поставленных целей [5].
Изучение содержания существующих учебно-методических комплектов для средней школы показало, что в них практически отсутствуют тексты задач, взятых из реальной конкретной жизни, или их крайне мало. Одним из путей решения этой дидактической проблемы является составление практико-ориентированных ситуационных задач.
Задача 1.
Для получения 1 листа бумаги расходуется 0,142 г сульфата натрия, который получают при взаимодействии с гидроксидом натрия и раствором серной кислоты. При производстве бумаги для 12-листовой тетради необходим 96%-ный раствор серной кислоты массой
А) 12,25г В) 24,5г С) 0,1225г D) 122,5г Е) 1,225г
Задача 2.
При язвенной болезни назначают 0,05% раствор нитрата серебра. Суточная доза нитрата серебра для человека – 0,1 г. Количество дней, на которое больному хватит 2л 0,05% раствора нитрата серебра (Плотность раствора 1 г/мл). А) 8 В) 9 С) 12 D) 10 Е) 7
Задача 3.
В составе крапивы и хвойных деревьев имеется кислота с массовой долей углерода 26,09%, водорода − 4,35%, кислорода − 69,56%, её молекулярная формула
А) СН3СООН В) С2Н5СООН С) НСООН D) С3Н7СООН Е) С4Н9СООН
Задача 4. Почему китайцы не едят хлеба с маслом?
Научно-популярная информация-подсказка. Еда и здоровье взаимосвязаны настолько, что от ежедневного рациона может зависеть продолжительность жизни человека. Китайцы не едят хлеба с маслом. Пища, в которой присутствуют несовместимые белки, жиры и углеводы, плохо усваивается.
По мнению китайцев, такая пища (белок хлеба и жир) опасна для здоровья.
Тема «Углеводы».
Задание. Установите молекулярную формулу углевода фруктозы, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 40,0 %; Н – 6,6 %; О – 53,4 %; Mr = 180.
(Ответ. С6H12O6.)
Творческое задание. Сравнить физические свойства глюкозы и фруктозы в табличной форме.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение сравнивать;
• создание собственного интеллектуального продукта.
Образовательный продукт. Сравнительная таблица «Физические свойства глюкозы и фруктозы».
Задача 5. Почему в Индии собирают мочу коров?
Научно-популярная информация-подсказка. В Индии из мочи коров, питающихся листьями манго, получают малярную краску – «индийскую желтую». Желтый цвет краски обусловлен присутствием эйксантона.
Тема «Кислородсодержащие органические соединения».
Задание. Установите молекулярную формулу эйксантона, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 68,42 %; Н – 3,51 %; О – 28,07 %; Mr = 228.
(Ответ. С13H8O4.)
Творческое задание. Создать киносценарий научно-популярного фильма «Природные красители».
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение грамотно излагать мысли;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.
Образовательный продукт. Киносценарий научно-популярного фильма.
Задача 6. Почему японцы живут долго?
Научно-популярная информация-подсказка. Одной из причин долголетия является широкое употребление японцами в пищу морепродуктов. Содержащиеся в них жиры являются ненасыщенными. В их состав входит большое число незаменимых жирных кислот и жирорастворимых витаминов. Как незаменимые жирные кислоты, так и жирорастворимые витамины являются важнейшими составляющими рациона питания, необходимыми для поддержания здоровья человека и продления его жизни.
Тема «Аминокислоты».
Задание. Установите относительную молекулярную массу незаменимой аминокислоты – триптофана С11Н12О2N2.
(Ответ. 204.)
Творческое задание. Подготовить сообщение «Биологическая роль аминокислот».
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных масс веществ.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение грамотно излагать мысли;
• умение владеть основными видами публичных выступлений.
Образовательный продукт. Сообщение «Биологическая роль аминокислот».
Задача 8. Почему вьетнамцы едят землю?
Научно-популярная информация-подсказка. Специально «копченые» куски земли в качестве «лакомства» продаются на многих базарах в провинции Виньфук и других районах Северного Вьетнама. В образцах земли химическим анализом обнаружено много железа и марганца.
Тема «Строение атома».
Задание. Составьте электронную формулу атома железа.
(Ответ. 1s22s22p63s23p64s23d6.)
Творческое задание. Подготовить слайд-экскурсию «Свойства и применение железа».
Формируемые специальные химические умения. Закрепить умения составлять электронную формулу атома.
Формируемые общеучебные умения и навыки.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения сущности явлений, происходящих в быту;
• уметь устанавливать причинно-следственные связи;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;
• умение обрабатывать текстовую информацию с использованием возможностей компьютера;
• создание собственного творческого продукта.
Образовательный продукт. Подготовленная слайд-экскурсия «Свойства и применение железа».
Задача 9. Почему в Японии рыба фугу считается деликатесом?
Научно-популярная информация-подсказка. Опасное блюдо – «рыба фугу» – готовится из рыбы-иглобрюха (японское название – фугу). Многие части его тела крайне ядовиты – сердце, печень, кости и икра. Тем не менее, мясо рыбы съедобно, если его тщательно промыть и отделить от токсичных частей. Японцам нравится играть со смертью и поедать это опасное блюдо в качестве деликатеса. Вещество тетродотоксин, содержащееся в фугу, – смертельно опасный нервно-паралитический яд. В микроскопических дозах вызывает у человека ощущение внутреннего комфорта, легкую эйфорию, тепло во всем теле. Повар, готовящий фугу, должен учиться, по меньшей мере, три года, но осечки все же случаются.
Тема «Азотсодержащие органические соединения».
Задание. Установите молекулярную формулу тетродотоксина, если массовые доли элементов в нем составляют: С – 41,38 %; Н – 5,33 %; О – 40,12 %; N – 13,17 %; Mr = 319.
(Ответ. C11H17N3O8.)
Творческое задание. Придумать и предложить предупредительные знаки-рисунки для японских ресторанов: «Осторожно, рыба содержит яд!»
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения и навыки.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение грамотно излагать мысли;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.
Образовательный продукт. Предупредительные знаки-рисунки.
Задача 10. Почему в Китае больных зобом издавна лечат золой морских губок?
Научно-популярная информация-подсказка. Ежедневный прием небольших доз соединений йода помогает избавиться от зоба. Морские губки, морская капуста богаты йодом. Поэтому в Китае и Японии больных зобом издавна лечат золой морских губок.
Тема «Галогены».
Задание. Вычислите, сколько граммов морской капусты необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить суточную потребность (800 мг) организма в йоде. В 100 г морской капусты содержание йода составляет 250 мг.
(Ответ. 320 г в сутки.)
Творческое задание. Подготовить сообщение «Нахождение йода в природе».
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать расчетные задачи.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение самостоятельно приобретать знания с помощью различных источников информации (в том числе сайтов по химии и интернет-ресурсов) и применять их в повседневной жизни;
• создание собственного текста;
• овладение основными видами публичных выступлений.
Образовательный продукт. Подготовленное сообщение «Нахождение йода в природе».
Решение подобных заданий заметно повышает интерес учащихся, они легко вовлекаются в дискуссию при составлении модели той или иной задачи, т.к. она не кажется им искусственной, навязанной или непонятной.
Формы заданий могут быть различными. Нами разработаны практико-ориентированные тестовые задания для разных тем школьного курса химии.
С помощью проблемно-творческих заданий реализуется компетентностный подход к творческому саморазвитию личности в процессе обучения. Цель использования данной группы проблемно-творческих заданий в процессе обучения – раскрыть химическую сущность различных явлений.

Список литература.
1. Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана
2. Государственный общеобразовательный Стандарт Образования PK 2012г.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003.- № 2. – С. 58-64.
4. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003.
5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования. Высшее образование в России, 2005, № 4, с. 23–29.
6. Габриелян О.С., Краснова В.Г. Компетентностный подход в обучении химии. Химия в школе, 2007, № 2, с. 16-22.
7. Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Стратегия модернизации содержания общего образования. Завуч, 2006, № 2, с. 104-128.