ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

User Rating:  / 0
PoorBest 

Е.В. Кузнецова, учитель начальных классов
КГУ «Школа-гимназия № 7, г. Экибастуз
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья посвящена определению портфолио ученика начальной школы как инструмент рефлексии личностного самосовершенствования.
Автор раскрывает понятие «портфолио» и цель работы по созданию «Портфолио»: показать личностные достижения ученика начальной школы в процессе непрерывного образования, результаты усилий, затраченных учащимися и требующих активизации различных сторон учебной деятельности.

Мақала бастауыш мектеп оқушысының жеке арналған портфолиосын жеке құрал ретінде анықтау .
Автор «портфолио»ұғымын және «Портфолионың» құрылымы бойынша жұмыс мақсатын анықталған:үдерсіз білім процесінде бастауыш мектеп оқушыларының жеке тұлғасын,нәтижесін,оқу қызметінде оқушының жан-жақты талаптарын көрсету.

The article is sanctified to determination of student of initial school as an instrument of reflection of competence of personality self-perfection.
An author exposes the concept of "portpholio" and aim of work on creation of "portpholio": to show the personality achievements of primary school’s pupil in the process of continuous education, results of the efforts expended by students and requiring activation different parties of educational activity.

 

Для того, чтобы обеспечить качество образования, соответствующее новым стандартам, современному учителю необходимо овладеть образовательными технологиями, которые основаны на деятельностном подходе.
Одним из приоритетов системы образования должно стать достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетенций учащихся.
Основным результатом учебной деятельности является формирование ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникационной, информационной, учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, личностного самосовершенствования. На формирование этих компетенций и ориентировано содержание образования.
Чтобы понять, насколько сформированы эти компетенции, необходим мониторинг.
Портфолио является инструментом мониторинга и рассматривается как один из методов документирования прогресса образовательных достижений школьника.
Портфолио – это системная коллекция школьных работ и рефлексий, которые помогают нарисовать полную картину о ребенке.
Портфолио это регистрация вовлечения учащихся в процесс обучения, разработанная для демонстрации успеха, роста, мыщления более высокого уровня, творчества, стратегий оценивания и рефлексии.
Портфолио – это прославление активного ума, занятого работой. Оно обеспечивает картину прогресса и развития каждого учащегося в течение определённого периода времени в качестве как самостоятельных обучающихся, так и обучающихся в группе. Это позволяет учащимся проводить рефлексию совместно с учителями, родителями и сверстниками с целью определения своих сильных сторон и своего роста, также как и того, что нуждается в улучшении, и последующей постановки индивидуальных целей и разработки планов преподавания и обучении.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника за определённый период его обучения. В данном случае портфолио относится к разряду наиболее приближенных к реальному оцениванию, т.к. включает в себя не только индивидуализированные оценки, но и самооценки. [1]
Рефлексивные умения занимают особое место в обучении, весьма важно научиться получать не готовые знания, а самому находить пути решения проблемных задач.
Ребенок нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации успешность нашего действия во многом (если не в основном) связана с нашим умением понимать ситуацию взаимодействия и себя в ней.
Отсюда следует, что рефлексивные умения должны быть целью образования, одним из основных приоритетов формирования компетенции личностного самосовершенствования, а для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая побуждала бы ученика к саморазвитию.
Работа по созданию «Портфолио» нацелена на то, чтобы показать личностные достижения ученика начальной школы в процессе непрерывного образования, результаты усилий, затраченных учащимися и требующих активизации различных сторон учебной деятельности.
Использование «Портфолио»:
 способствует личностному росту
 повышает самооценку учащегося
 максимально раскрывает индивидуальные особенности каждого
 развивает мотивацию дальнейшего творческого роста
 развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся [2].
В то же время портфолио имеет и ряд недочётов, которые при грамотном руководстве учителя можно избежать:
 стремление к несуществующим результатам
 заполнение портфолио, чтобы не быть наказанным
 затраты времени
 отсутствие больших достижений у ребят, которым учёба даётся с трудом
 необходимость постоянного контроля и помощи в заполнении от родителей. [2]
Мы собираем портфолио с первого класса, это представляет собой своего рода объективированную рефлексию. Оно является одним из средств самооценки достижений самого учащегося. Этот набор материалов побуждает учащегося к размышлению над своим развитием, осмыслению своих достижений и является своеобразным результатом его труда в течение некоторого времени. С первого класса на каждого ребёнка заводится папка. На первой странице титульный лист, где ведутся записи об ученике и цель ведения портфолио. Заполняется титульный лист учителем или родителем. На второй, третьей страницах ведутся записи о достижениях учащихся: участия в конкурсах, олимпиадах (уровень: школа, город, республика, международный). Вкладываются грамоты, дипломы, сертификаты. Пополняется «Портфель достижений» прежде всего учеником с помощью взрослых (родителей, учителя). Учащиеся, родители, учитель отбирают в портфолио лучшие творческие работы по предметам: сочинения, рефераты, доклады, сообщения, рисунки, аппликации, презентации, проекты. Могут помещаться фотографии с участием детей в различных внеклассных мероприятиях. В портфолио могут войти результаты спортивных достижений и достижений дополнительного образования. На начальных этапах ведения «Портфолио» ученикам без помощи взрослых не обойтись. Но со временем участие учителя и родителей сводится к минимуму. Учащиеся охотно сами вкладывают в папочку материал, рассматривают раннее вложение достижения.
Перспективность использования портфолио обусловлена тем, что идея портфолио отражает новые суть образования, понимание учебного процесса, способствует развитию личности обучаемого как основной ценности всего образовательного процесса.

Список литературы
1. Ильина И.В. Белова С.Н. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников.
2. Под ред. Т.Г. Новиковой. Папка личных достижений школьника – «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации.