ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

User Rating:  / 0
PoorBest 

Р.Р. Хусинова, магистр физики, педагог дополнительного образования
Дворец детей и юношества (г. Караганда)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В данной статье рассматриваются основные проблемы изучения физики в школьном курсе и возможности дополнительного образования в их решении на примере опыта работы секции физики Малой академии наук юных исследователей г. Караганды.

Бұл мақалада мектеп курсында оқытылатын физиканың негізгі мәселелері және оларды қосымша білім алу мүмкіндіктері арқылы шешудің үлгісі - қарағанды қаласындағы жас зерттеушілердің шағын академиясындағы физика секциясының жұмыс тәжірибесі қарастырылады.

This article discusses the main problems in the study of physics in the school and the possibility of additional education in their decision based on experience of the section of Physics Junior Academy of Sciences of young researchers in Karaganda.

 

В современном образовании наблюдается тенденция повышения статуса изучения технических предметов. Одной из основных причин роста интереса к техническим дисциплинам является государственная заинтересованность в специалистах инженерно-технического направления, что подтверждается количеством выделяемых грантов на обучение.
Одним из основных предметов технического цикла является физика. Изучение физики способствует развитию логики, способности анализировать, ставить цели и искать различные методы их решения. Все эти умения и навыки нужны человеку не только и не столько для решения только физических задач, сколько для использования их во всех других сферах обычной жизни. Конечно, владение ими не является гарантом успешности человека, но во много раз увеличивает возможность добиться успеха.
В свете современных тенденций развития образования, его компетентностной ориентации приобретение всех этих умений и навыков и должно являться частью его результата. Причем, развитие логического мышления и аналитических способностей не должно измеряться чисто номинально, например успешной сдачей экзамена по физике, которая, как показывает практика, далеко не всегда гарантирует возможность применения этих знаний на практике.
Так, например, не имеющие возможности платно обучаться в ВУЗах Казахстана выпускники школ во многих случаях вынуждены выбирать техническую специальность в независимости от своего желания и имеющихся способностей, так как на них реально получить грант, а грантов на гуманитарных специальностях очень мало. Это в свою очередь приводит к тому, что очень большой процент выпускников ВУЗов, получивших эти технические специальности, не работает по профилю ни одного дня или работает очень недолго.
При правильном подходе к выбору специальности необходимо учитывать тип мышления. Как показывает практика, у большинства населения реально преобладает гуманитарный склад мышления. Во-первых, он намного чаще заложен в детях от природы, а, во-вторых, аналитические способности далеко не всегда развиваются в школе в полной мере. В то же время для специалистов инженерно-технического профиля наличие аналитических способностей является необходимым.
Также следует отметить, что такие предметы, как физика ближе к окончанию школьного курса часто вызывают страх вследствие отсутствия достаточных знаний. Это связано с несвоевременным пониманием значимости изучения предмета и его сложностью. Причин этому огромное множество:
1) школьный курс ограничен жесткими временными рамками, поэтому отведенных часов не всегда хватает для того, чтобы каждый ученик овладел предметом в достаточной мере;
2) ребенок учится в гуманитарном классе, где в старших классах предмет преподается в обзорном плане;
3) ученик изначально не имел собственной мотивации на качественное изучение предмета;
4) изначально ученик выбирал профессию, не связанную с физикой, или не задумывался над выбором профессии в принципе.
Кроме это отсутствие взаимопонимания с педагогом также затрудняет освоение предмета, так как в отличии от гуманитарных предметов технические очень сложно учить самостоятельно, необходима помощь учителя и прочее.
Одним из механизмов решения вышеуказанных проблем является интеграция основного образования и дополнительного образования. При таком подходе не только повышается уровень знаний предмета, но и обеспечивается возможность их практического применения.
Это обусловлено спецификой сферы дополнительного образования детей, которая являясь составной частью общего образования, позволяет обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.
Дополнительное образование уже сейчас предлагает разнообразие курсов, программ, объединений. Только в нем так широко представлены все виды деятельности начиная от дополнительного изучения школьных курсов, заканчивая эстетическо-художественным и спортивным направлениями.
Поскольку дополнительное образование не обременено жесткими рамками оценки обучающихся, то в нем значительно проще создать индивидуальную траекторию развития для каждого ребенка. В отличие от основного образования в дополнительном ребенок выбирает не только вид деятельности, но и педагога. Возможность выбора педагога обеспечивает лучший контакт между педагогом и обучающимся, позитивный настрой.
Все эти факторы благоприятно сказываются в целом на уровне образованности каждого выпускника. Так как, к самостоятельно выбранному предмету у ребенка есть изначальный интерес, изначальная мотивация, и задача педагога удержать и развить этот интерес, а не создавать его. Пройдя обучение в объединении дополнительного образования, связанном с интересной ребенку профессией, он узнает о ней больше, что способствует значительно более осознанному выбору в будущем.
Личностная ориентация дополнительного образования обеспечивает успешность ребенка, его адекватную оценку собственных способностей, возможностей, знаний, умений и навыков, результате чего развивается способность применения их на практике. Все это является своеобразным подтверждением успешной реализации компетентносного подхода в условиях данного вида образования.
Компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива, и социума, он является гуманитарным в своей основе. В основе компетентного подхода лежит культура самоопределения, т.е. способность и готовность самоопределиться, самореализоваться, саморазвиваться.
В системе дополнительного образования существуют различные формы организации учебной деятельности детей, такие как клуб, кружок, секции и другие. В качестве примера рассмотрим опыт работы секции физики Малой академии наук юных исследователей (далее МАН ЮИ) Дворца детей и юношества г. Караганды.
В работа секций МАН ЮИ проходит на трех отделениях: гуманитарном, медико-биологическом и техническом. Техническое отделение представлено секциями математики, физики, информатики и микроэлектроники.
Программа обучения в секции физики предполагает в первую очередь выявление пробелов в знании теории, проблем при решении задач, дальнейшую их корректировку через индивидуальный поиск путей устранения. При этом каждый обучающийся получает полный конспект теории, необходимой для сдачи ЕНТ, обучается быстрым и оптимальным приемам и методам решения тестов.
Большое значение имеет возможная только в дополнительном образовании безоценочная система обучения. При проведении проверочных тестов и контрольных работ обучающимся называются только балы, набранные ими от общей суммы, и предлагается самостоятельно оценить свою изначальную подготовку, усвоение какой-либо темы или раздела. В журнал оценки не выставляются. Это избавляет детей от боязни плохой оценки с одной стороны и повышает уровень самостоятельности и самоконтроля с другой.

Понимание обучающимся предмета в свою очередь приводит к появлению и развитию интереса к его дальнейшему изучению. По желанию обучающиеся могут проявить себя в написании исследовательских работ и изучении прикладных вопросов физики. Развитию интереса способствует активное использование внешних связей: практические занятия на специализированных кафедрах ВУЗов, встречи с ученными, участие в научно-практических конференциях и конкурсах технического творчества, экскурсии на производство.
Нельзя не сказать, что, если у педагога получается создать непринужденную атмосферу на занятиях, то результативность значительно повышается. Доверительный стиль общения приводит к повышению мотивации обучающихся, заинтересовывает их сильнее. Очень важно суметь показать не то, насколько сложный предмет ты преподаешь, а то, что в нем много простого, жизненного, бытового и интересного; если понять суть процесса и выучить формулы, то все будет легко решаемо. Тогда дети начинают верить в собственные силы, частенько говоря: «Оказывается, физика такая интересная, жаль, что я ее раньше не учил…»
Таким образом, дополнительное образование играет существенную роль реализации компетентносного подхода. Основными фактами, подтверждающими это можно считать не только количество выпускников секции поступающих на технические специальности, но и высокий процент из них работающих по окончании ВУЗов по специальности.

Список литературы
1. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832
2. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования [Текст]: коллективная монография / под ред. А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 300с.
3. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов, под редакцией О.Е.Лебедева – Москва, «Владос» 2000г