ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

User Rating:  / 0
PoorBest 

Р.К.Ажикенова, преподаватель
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №15г.Павлодара»
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

На пути реализации компетентностного подхода в современной общеобразовательной школе учителя сталкиваются со многими трудностями. Особенно актуален этот вопрос у специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями развития, в частности, с задержкой психического развития. Возможно ли формирование ключевых компетенций у учащихся с задержкой психического развития, обучающихся в условиях общеобразовательной школы?

Жалпы орта білім беру мектептерінде құзыреттілік тұрғыны іске асыру жолында мұғалімдер көптеген қиыншылықтарға тап болады. Эсіресе, бұл сұрақ дамуында мүмкіндігі шектеулі балалармен жұмыс істейтін мамандарда өзекті. Жалпы орта білім беру мектебінің жағдайында психикалық дамуы тежелген оқушылардың кімпті құзыреттіліктерін қалыптастыру мүмкін бе?

Teachers face many difficulties on the way to implement of an integrated approach in the modern secondary school, especially this question is relevant for the specialists working with children with development disabilities, particulary with delayed psychological development. Is it possible to formate key competencies of students with delayed psychological development enrolled in secondary school.

 

Реализация компетентностного подхода в образовании является одной из актуальных проблем для многих стран, в том числе и для нашего государства. Это связано с необходимостью модернизации системы среднего образования в соответствии с современными требованиями развития казахстанского общества и условиями интеграции в
мировое образовательное пространство.[1] В результате происходит отказ от образовательных механизмов и стандартов, принятых ранее, от предыдущих поколе¬ний, и переход на инно-вационные для нашего образования модели с акцен¬том на компетентностный подход. Данная позиция распространяется на все ступени образования и на все категории обучающихся граждан.
В полной мере это соотносится и с системой инклюзивного образования, которое призвано соответствовать образовательным потребностям детей с ограниченными возможностями (здесь и далее ОВ). Одной из задач государственной программы развития образования является усовершенствование системы инклюзивного образования в школе[1].
Приоритет практики инклюзивного образования закреплен в Саламанкской декларации ЮНЕСКО, которая утверждает, что каждый ребенок, обладая уникальными особенностями, интересами, способностями и учебными потребностями, должен иметь доступ к получению образования в обычной школе, в которой созданы условия для удовлетворения его образовательных потребностей [2].
Инклюзивное образование базируется на принципах:
• ценность человека не зависит от его способнос¬тей и достижений;
• каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
• все люди нуждаются друг в друге;
• подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
• все люди нуждаются в поддержке и дружбе ро¬весников;
• для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
• разнообразие усиливает все стороны жизни че¬ловека [3].
Перечисленные положения должны стать основой для любого уровня образования детей с ОВ. Поэтому реализация модели социальных компетентностей в образовательной системе различных уровней может и должна найти свою нишу.
Совсем по-другому складывается ситуа¬ция в системе общего обязательного образования де¬тей, куда приходят дети с разным уровнем развития интеллекта и физических возможностей. Вместе с тем, данная ступень образования также основывается на образовательных стандартах, компетентностном под¬ходе. Какие параметры оценивания образовательных возможностей детей будут применены педагогически¬ми коллективами для расширения системы инклюзив¬ного образования — это основная проблема, требую¬щая незамедлительного решения.
Так, доктор Д.Леско предлагает делать акцент на применении дифференцированного подхода, в рамках которого разрабатываются общие и индивидуальные обучающие программы, использующие наиболее эф¬фективные методики.
Например, мэйнстриминг-программы совместных занятий и проведения досуга де¬тей-инвалидов и обычных детей. Такие программы представляют собой мощное средство социального обучения детей, подростков и молодежи с инвалидно¬стью.[4]
Инклюзивное образование, на наш взгляд, наиболее полно отражает изменения в целях и понимании результата образования для детей с ОВ, которые обучаются вместе со своими сверстниками, развивающимися типично. Компетентностный подход в этом отношении и является одним из направлений трансформации оценки образовательных результатов, формирует новые цели в образовании детей с ОВ. Рассмотрим возможность реализации компетентностного подхода в образовательном процессе на примере учащихся с задержкой психического развития (ЗПР), обучающихся в условиях общеобразовательной школы.
Отечественные авторы (Г.Е.Сухарева, Т.А.Власова, М.С.Певзнер, В.И.Лубовский, К.С.Лебединская) показали, что понятие ЗПР характеризует отставание в развитии психической деятельности в целом. Дети с ЗПР определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций. [5]
Основные признаки задержки психического развития у ребенка:
- незрелость эмоционально-волевой сферы поведения;
- повышенная истощаемость и пресыщаемость активного внимания;
- низкая познавательная активность и работоспособность;
- преобладание наглядно-действенного, конкретно-образного мышления над абстрактно-логическим;
- недостаточность словесно-смысловой памяти;
-недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, зрительно-моторной координации.
Эмоционально-волевая незрелость выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, стремлении к получению удовольствия как основной мотивации, беспечности, преобладании игровых интересов.
Следуя пониманию инклюзии как системы, создаю¬щей условия для раскрытия каждого ученика с помо¬щью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям, можно предположить, что образовательные программы долж¬ны строиться в соответствии с требованиями образова¬тельных стандартов соответствующего образовательно¬го уровня. Таким образом, констатируем в них наличие не только соблюдения равных возможностей для обуче¬ния, но и равных требований, на основе которых будет определяться компетентностное поле обучаемого[6]. Но как выполнять требования обучения и оценивать результаты по принципу равенства в общем образовании, если учащиеся имеют признаки задержки психического развития? Может ли в таких случаях применен компетентностный подход, обозначенный в стандарте? С какими трудностями сталкивается учитель, работая в классах с ЗПР?
Компетентностный подход подразумевает организацию самостоятельной деятельности учащихся: умение решать проблемные ситуации, осуществлять самоконтроль, самооценку, планировать деятельность, умение оценивать результат деятельности Учащиеся с ЗПР нуждаются в педагогическом сопровождении (защите, заботе, поддержке, подкреплении). К каждому ученику должен осуществляться индивидуальный подход. Тогда как нормально развивающийся ребенок не требуют постоянного присутствия взрослого и способен сам организовать деятельность.
Под понятием "компетентностный подход" имеют в виду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Компетентностный подход в образовании предполагает, что смысл образования заключается не в увеличении объёма информированности в различных предметных областях, а в развитии у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта. [7]. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Компетентностный подход акцентирует внимание на развитии практически целесообразной деятельности учащихся, выдвигая на первый план общие и специальные умения, непосредственно востребуемые в жизни, и последующем профессиональном образовании выпускников школы. При таком подходе цели инклюзивного образования и цели применения компетентностного подхода не могут не совпадать, поскольку именно задачи социального развития, сочетания интеллектуально-информационной и «навыковой» составляющих образования лежат в основе тех педагогических технологий, которые характеризуют образовательный процесс инклюзивной школы. Это и технологии обучения в сотрудничестве с использованием адаптивной системы обучения, и технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся, в том числе, учащихся с ОВ, а также использование индивидуальных образовательных программ в инклюзивном образовательном процессе.[8]
С позиций компетентностного подхода результатом образования должно стать формирование ключевых компетентностей – таких универсальных умений, которые «помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей» [9]. Формирование ключевых компетентностей у учащихся, в том числе учащихся с ОВ, находящихся на инклюзивных формах обучения, можно рассматривать в этом контексте как один из сквозных результатов образования на всём протяжении периода обучения: от создания предпосылок для формирования ключевых компетентностей в дошкольном возрасте, до формирования профессиональных компетентностей выпускников с ОВ средне-специальных и высших учебных заведений.
В данных условиях компетентностный подход проявляется в дифференциации и индивидуализации. Работа над индивидуализацией подходов к обучению требует от педагога наблюдательности, терпения и внимания к ребенку с особыми образовательными потребностями. Индивидуализируя подходы к обучению, необходимо помнить, что любые изменения следует вводить так, чтобы они отражали индивидуальные нужды ученика с особыми потребностями, а не являлись универсальными для всех «включенных» учеников [10].
Практика обучения показывает, что при соблюдении вышеуказанных условий учащиеся с ЗПР в состоянии освоить программный материал и демонстрировать необходимые знания, умения, навыки и способности.
Можно спорить о плюсах и минусах инклюзивного образования, противопоставляя его специальному коррекционному образованию, несомненной одно: ребенок с ОВ, взрослея в среде обычных сверстников учится жить в обычном мире, обретает друзей и соперников, учится соответствовать общепринятым нормам социального поведения, накапливает не только академическую но и бытовую осведомленность об окружающем мире. Немаловажную роль играет и преодоление иждивенческих установок у ребенка с особенностями развития, приобщение его к посильной для него заботе об окружающих, стремление быть полезным членом общества.
Традиционные положения инклюзии ориентируют больше на обращение к сфере социальных взаимодей¬ствий лиц с ОВ и здоровых людей. «Ин¬клюзивное (включающее) образование дает возмож¬ность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное образо¬вание обладает ресурсами, направленными на стиму¬лирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива; инклюзивное образование на¬правлено на развитие у всех людей способностей, не¬обходимых для общения.
Основная идея инклюзивного образования детей и молодежи с инвалидностью — получение ими полно¬ценного и эффективного образования, чтобы жить полной жизнью — в контексте формирования соци¬ально-значимых компетенций должна стать ведущей при разработке тех или иных подходов, создании обра¬зовательных программ различных образовательных уровней. Условия для этого могут быть созданы как педагогическими коллективами, так и всем образова¬тельным сообществом с участием родителей и сопри-частных лиц. [11]
Как и кем будут формулироваться необходимые компетенции, возможные для учащихся с ОВ? Есть ли в практике современного образования по¬добные адекватные механизмы, применяемые в компетентностном выражении для лиц с ОВ? Ду¬мается, что это дело будущего. Думаю, что еще долго будут применяться старые механизмы, про¬веренные и эффективные. Возможно, это и справедли¬во, но обновление взглядов и подходов неизбежно. Бесспорно то, что компетентностный подход не может быть единственным способом достижения результатов в обучении детей с ОВ, но актуальность его использования несомненна, и сфера его применения возрастает.

Список литературы
1. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020гг.
2. Бут, Т. Показатели инклюзии: Практическое пособие / Т. Бут, М. Эйнскоу; под ред. М. Вогана; пер. с англ. И. Аникеев. М.: РООИ «Перспектива», 2007. 124 с.
3. Что такое инклюзивное (включающее) образова¬ние? / Из материалов Британской организации «Союз за включающее образование» [Электронный ре¬сурс] — URL: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/ ?315#01 , дата обращения 14.04.2011.
4. Леско Д. Основные принципы инклюзии. Из до¬клада «Инклюзивные школьные сообщества: страте¬гии достижения успеха» / По материалам междуна¬родной конференции «Развитие инклюзивных школ в России», Москва, 19—20 ноября 2005.
5. К.С.Лебединская. Клиническая классификация детей с задержкой психического развития, 1982
6. Моздокова Ю.С. Компетентностный подход в инклюзивном образовании. г. Москва, Российский государственный социальный университет.
7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. №5. 2004г.
8. Борисова Н.В. Компетентностный подход в формировании результата образования у учащихся с инвалидностью в условиях социальной и образовательной инклюзии. Научно-методический центр Юго-восточного окружного управления образования города Москвы, ГОУ СОШ «Школа здоровья»№1321 «Ковчег».
9. Иванов Д.А. «Компетентности и компетентностный подход в современном образовании». //Журнал «Завуч». №1. 2008.
10. Гончаренко М.С. Индивидуализация подхода к детям с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы. г. Москва, Центр психолого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка»
11. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44230_full.shtml [Компетентностный подход в инклюзивном образовании - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]